Воронеж КУЛЬТУРА

«Мирную жизнь нужно беречь»: воронежский ТЮЗ поставил спектакль о детстве, опалённом войной

«Мирную жизнь нужно беречь»: воронежский ТЮЗ поставил спектакль о детстве, опалённом войной

Источник: tv-gubernia.ru
«Признание в любви родному городу». Так называется жанр новой постановки ТЮЗа «Воронеж — река глубокая» (12+). Спектакль стал своеобразным подарком к юбилею региона. Рассказывает он об одной из самых страшных страниц в истории столицы Черноземья, причем увиденной глазами подростков. Альберту Козлову 12 лет. У него есть младший брат Рогдай. Беззаботная и счастливая жизнь ребят рушится в роковом 1941-м, отец пропадает без вести на фронте, в городе регулярно звучит тревога. А потом наступает 13 июня 1942 года, когда прямо на Сад пионеров, где в это время проходит большой детский праздник, падают первые фашистские бомбы. С этого страшного момента начинается книга воронежского писателя, участника Великой Отечественной Михаила Демиденко «Приключения Альберта Козлова». Однако последняя редакция романа вышла под названием «Воронеж — река глубокая». Ведь город здесь выступает в качестве полноправного героя. Эту мысль и перенесли на сцену ТЮЗа. Евгений Кочетков, художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя, режиссер: — Понравилось название. Прочитал несколько глав и понял, как интересно — я по этим улицам хожу, а тут люди родились. Не хотелось про героизм, не хотелось спекулировать на теме. Произведение написано непросто. Оно большое, с большим количеством событий — как это перенести на сцену? Образ Воронежа — он прежде всего в тексте. А во вторую очередь — в том, кто это играет. Здесь нет декораций, где написано «Воронеж — я люблю тебя». Здесь возникает образ в подаче, в голосе, во взаимоотношениях, в том, что хотят донести артисты, и что зритель почувствует. Режиссер сознательно отдал главную роль однофамильцу главного героя Ярославу Козлову — для более глубокого погружения в материал. Впрочем, задача — именно прожить, а не просто сыграть своих персонажей — была поставлена перед каждым. Николай Байбаков, актёр Воронежского театра юного зрителя: — Через этого мальчика мы понимаем историю всех наших горожан, воронежцев 1942 года. Какие испытания они прошли, какие испытания не хотели бы пройти мы. Это даже, как ни странно, столько лет спустя, почти 80 лет, становится опять актуальным. И от этого становится страшно, но и какое-то предупреждение нам приходит: спокойную мирную жизнь нужно беречь! Сцена и зал соединены своеобразным мостом, за счет этого достигается эффект присутствия. Зрители как бы становятся непосредственными свидетелями происходящего. Постановка по-хорошему аскетична. Это и подкупает. Денис Семёнов, зритель: — Ощущение, будто мы с героями прошли через эти бомбежки. Дарья Семёнова, зритель: — Были моменты, когда хотелось заплакать, потому что мы всегда помним и чтим подвиг. И то, что всё говорится от лица детей — это очень важно, хотелось бы всем подросткам и детям нашим показать — какое тяжелое это было время. Степан Семёнов, зритель: — Я очень поразился тому, что в то время были такие героические ребята. Мне очень понравился этот спектакль тем, что он как раз о моем любимом городе Воронеже. Инсценировку написал Евгений Кочетков, а артисты стали соавторами спектакля. Например, стихи и музыку сочинил актер Олег Столповский. Олег Столповский, актёр Воронежского театра юного зрителя, заслуженный артист Воронежской области: — В принципе, книга такая интересная, я бы советовал её на внеклассном чтении давать от 5-го до 7-го классов, чтобы дети ее прочитали, потому как для наших детей это очень важно. По сути, автор говорит, что история реальная, видно кто-то это ему рассказал. Возможно, это история не одного человека, а нескольких, просто он объединил это в единую книгу. Анна Гребенщикова, актриса Воронежского театра юного зрителя: — Получилась у нас совместная документальная работа, помимо того, что просто работали над материалом, который есть по роману Демиденко, ещё и погружались, изучали историю города, события тех времен — с июля 1942-го до освобождения в январе 1943-го. Так получалось, чисто случайно, что сталкивались с людьми, которые знали тех, кто жил в то время. Здесь многое — радость и горе, подвиг и подлость. Эвакуация из города, когда в него вошел враг; мародёры, ворующие последнее; больная бабушка, которая, не боясь расстрела, прячет у себя полуживого бойца... А спасение — не корка хлеба, а случайно оказавшаяся в подвале гитара. Екатерина Тоборовец, актриса Воронежского театра юного зрителя, заслуженная артистка Воронежской области: — Этот спектакль о том, что какие-то поступки геройские совершают обычные, простые люди. О том, что нужно ценить жизнь, свой город, свою Родину. Что нужно ценить мир и это ощущение любви к своему городу: каким он был до войны, каким стал после. Как его сумели восстановить. И благодаря тому, что произошло в далеком 1943 году, и мы это ценим, так вот: благодаря этому мы живем в таком прекрасном городе! Татьяна Фролова, председатель Воронежского отделения Союза театральных деятелей России, народная артистка РФ: — Вы знаете, это настолько тепло, настолько нужно, настолько честно! Я сидела и думала, что всем, кто живет в городе Воронеже, просто необходимо сходить и посмотреть этот спектакль — и маленьким, и взрослым! Кстати, первый концерт в освобожденном городе прошел именно в ТЮЗе. Особую глубину спектаклю добавляют документальные вставки, где артисты вспоминают своих бабушек и дедушек, рассказывают о собственном детстве и, конечно, о Воронеже. Евгений Кочетков, художественный руководитель Воронежского театра юного зрителя, режиссер: — Спектакль заканчивается песней, она называется «Объяснение в любви родному городу». Мы чуть перефразировали — получилось «признание». Я тоже могу признаться: для меня он тоже хоть чуть-чуть стал родным.