Воронеж КУЛЬТУРА

«Тексты приближены к замыслу Кальмана»: воронежские театралы увидели «Принцессу цирка»

«Тексты приближены к замыслу Кальмана»: воронежские театралы увидели «Принцессу цирка»

Источник: tv-gubernia.ru
Воронежский театр оперы и балета завершает очередной сезон возвращением в репертуар легендарной «Принцессы цирка». Причем на этот раз труппа пошла на эксперимент. Сюжет нынешней постановки максимально приближен к изначальному либретто. Главные герои предстают потомками русских аристократов, как это и было задумано самим Имре Кальманом. Вот все сюрпризы громкой премьеры на генеральном прогоне. Действие начинается необычно и интерактивно: персонажи выходят на сцену через зрительный зал. Еще один сюприз — появление четвероногих и крылатых артистов. Повод их пригласить — премьера оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Николай Собацкий, руководитель театра зверей «Кошка в лукошке»: — Кинарику у нас уже 5 лет, Пауэлю идет третий год, у них уже большой опыт, они занимаются в детском благотворительном театре «Кошка в лукошке» при Покровском храме, работают совместно с детьми. Все мы учимся плавать постепенно, точно также на занятиях мы постепенно приучаем их к разному роду раздражителей, которые в дальнейшем уже не отвлекают. Постановочная группа обратилась к первоначальной редакции оперетты. Оказалось, что Имре Кальман посвятил ее именно русскому цирку, который носил имя великого Станиславского. 100 лет назад в руки венгерского композитора попала книга «Моя жизнь в искусстве», в одной из глав которой рассказывается о том, как Станиславский в юности был влюблен в наездницу и поклялся, что станет директором цирка. Персонажи из книги стали прообразами героев оперетты. Светлана Дюдина, солистка оперной труппы Воронежского театра оперы и балета, лауреат международного конкурса: — Екатерина Миронова в содружестве со своими партнерами сделала не совсем классическую оперетту, которую мы привыкли видеть на сцене любого театра. Для меня это вообще драматургический прорыв в оперетте, это все немножечко по-другому. Она хотела киношных персонажей, естественных речей, без пафоса, гораздо жизненней, но в то же время — не без эффектов. Пусть тигры и слоны тут не настоящие, но атмосфера цирка передана стопроцентно. По сути, это мультижанровый спектакль, в котором переплетаются драматические диалоги, музыка, потрясающие оперные партии, бесконечно красивые костюмы и, конечно, танцы. Александр Сомов, балетмейстер-постановщик: — У нас танцуют и балетные, и артисты оперы, и артистки хора, это было в некоторых случаях достаточно сложно, балет и кордебалет — сильные, с ними было просто, но такой был энтузиазм у оперных солистов, у девчонок из хора, это было необходимо! Что касается балетных танцев, то я хотел сделать, чтобы это не являлось вставными номерами. Каждый танец — как драматическая сценка. Мы так привыкли к опереточной мишуре, что никто никогда не вникал в эту историю, а это по-настоящему серьезнейшая драма! Главный герой истории — таинственный Мистер Икс. Загадочный акробат носит маску, чтобы скрыть, что на самом деле он — князь Федор Полянский. Уже много лет главный герой любит одну женщину, которая сначала была невестой его дяди, а потом стала состоятельной вдовой. Дама, к ногам которой готов упасть весь свет, отвергает акробата. Екатерина Миронова, режиссер-постановщик: — Почему он в маске? Он закрыт сам для себя! Он не боится себя, он не стыдится своей профессии, он любит свою профессию, но он уходит от всего, а потом, когда Мистер Икс открывается и влюбляется — он снимает маску. Интересный факт: актеры, занятые в главных партиях, так же, как и их персонажи, влюблены друг в друга. Светлана и Роман Дюдины — супруги, поэтому чувства им играть не приходится. Однако на сцене не обходится без любовных треугольников. Сердце прекрасной дамы хочет завоевать еще один великосветский претендент. Ревнивец разоблачает Мистера Икса, за что главная героиня и получает прозвище «Принцесса Цирка». Артём Борисенко, заведующий оперной труппой Воронежского театра оперы и балета, солист, лауреат международных конкурсов: — Материал, конечно, сложный, тем более — у нас новый перевод, новые музыкальные номера и новые диалоги, поэтому тем, кто уже работал в этом спектакле или знал его на слух, пришлось переучивать, кому-то пришлось учить заново, тексты очень интересные, они приближены к оригинальному замыслу Кальмана и его соавторов. В общем, что публика услышит совершенно другой текст в знаменитой арии Мистера Икса. И чтобы подчеркнуть драматичность происходящего, масштабные декорации как бы разделяют сцену на две зоны: манеж и закулисье, где и разворачиваются основные события оперетты. Елена Нецветаева-Долгалева, художник по костюмам: — Мы показываем взаимоотношения людей в закулисье: какие мы артисты, как мы живем. У нас своя любовь, у нас создаются семейные пары влюбленные, и все действо происходит в закулисье, при этом мы не теряем цирка, который разграничен двумя планами. Вы не увидите какого-то супер-блеска, красота в другом: в подаче, в отношениях между влюбленными парами... Впрочем, влюбленная пара здесь не одна. Имре Кальман считал, что в этой оперетте ключевым действующим лицом должен быть цирк. Воронежская постановка всецело следует этому принципу, но порой кажется, что главный герой здесь — все-таки любовь. Не только между персонажами. А в первую очередь — к делу, которому ты всецело предан. (12+)