Воронеж КУЛЬТУРА

«Моем, чистим, меняем». Как готовится к новому сезону Воронежский театр оперы и балета

«Моем, чистим, меняем». Как готовится к новому сезону Воронежский театр оперы и балета

Источник: tv-gubernia.ru
Хрустальная красотка весом почти в тонну. Это — о главной люстре театра оперы и балета, которую каждое лето моют до блеска и скрипа, чтобы открытие нового сезона было блистательным не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Что происходит в закулисье оперного, когда артисты уходят на каникулы? Когда завершается очередной сезон, и артисты уходят в отпуск, залы пустеют. Но здесь начинается другая, не менее важная работа: подготовка театрального пространства к новой встрече со зрителем. Кристина Штерн, корреспондент: — Все мы, приходя в театр оперы и балета, обращаем внимание на шикарные люстры, которые висят под потолком. Но мало кто знает, как они выглядят вблизи. Вот эта центральная весит около 850 киллограммов, рядом с ней располагаются восемь таких же, но поменьше, они романтично называются «спутниками» и весят около 200 кг. Таким образом, над зрителями — целая солнечная система из восьми планет и центрального солнца. Опускают люстры не для того, чтобы их разглядеть, а чтобы эти красавицы предстали в новом сезоне во всем своём блеске. Для сравнения: масса одной только центральной сопоставима с параметрами среднестатистического легкового автомобиля. А суммарно все эти светильники весят примерно как слон. Поэтому каждый год специалисты проверяют и стальные тросы, накручивающиеся на лебедку на чердаке театра. Александр Литягин, художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области: — Мы каждый раз на нее смотрим: устала она или не устала, сколько театральной пыли за сезон в себя впитала... И для того, чтобы открытие нового театрального сезона прошло ярко, мы каждый год ее опускаем, моем, чистим, меняем все лампочки, механизмы, следим за тем, чтобы она блестела и свом блеском притягивала нового зрителя и новые яркие премьеры. Мытьё таких изящных кованых люстр — процесс трудоёмкий, но по-своему волшебный. Протирают плафоны и элементы из хрусталя специальным раствором. Тамара Зиновьева, уборщик служебных помещений Воронежского театра оперы и балета: — Мне очень нравится она, красавица! Ее мыть — одно удовольствие: очень красивая, нарядная! Прямо как в царском дворце! У меня опыт есть, у меня дома такая люстра много лет была. Я театралка вообще, обожаю театр, мне тут работать в удовольствие, я себя не напрягаю. Надо просто создавать чистоту, красоту для артистов, для зрителей, и мне это в кайф! Тут своя энергетика, тут неповторимая энергетика. На большой люстре — около 70 диммирующих, то есть регулируемых ламп накаливания; на маленьких — примерно в два раза меньше. Мощность всех вместе — около 18 киловатт-час. Электрик Александр Карельский работает в театре оперы и балета более 10 лет и каждое лето проводит техническое обслуживание этих красавиц. Проверяет изоляцию кабельных линий, меняет патроны и лампочки — чтобы потом в течение сезона не пришлось опускать люстры снова, ведь процедура сложная. Эти светильники висят здесь с момента постройки здания, то есть более 60 лет, и стали своеобразной визитной карточкой театра. Александр Карельский, электрик-монтёр Воронежского театра оперы и балета: — Эта люстра — уже ветеран. Из всех люстр, которые я знаю. Конечно, когда с ней работаю, свои «мурашки» объяснить не могу. Когда заходит человек в зал, сразу глаза поднимаются к верху: красота, блестит, сверкает. А когда мы ее опускаем, артисты, работники достают камеры и любят фотографироваться у этой люстры. Прошел сезон, лампочки отработали свое время, и мы их меняем на новые, чтобы в процессе эксплуатации не было никаких замечаний. Часть работ тут уже завершена: паркет в фойе блестит новеньким лаком, стены покрашены. На август запланированы мытье окон и стирка штор. Впервые в истории Воронежского оперного сцену покрыли специальной черной мастикой, которая не только защищает древесину от разрушения, но и обладает огнеупорными свойствами. Этим же составом, но другого цвета, пропитали оркестровую яму и зрительный зал. Такая практика — не редкость в ведущих столичных театрах. Плюс проложили светодиодные полосы, за которые нельзя заходить во время спектакля. Александр Литягин, художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области: — В тот момент, когда зрители не видят спектакли, технические службы, инженеры работают над тем, чтобы театр стал краше, чтобы театр стал лучше, чтобы какие-то вещи исправили, подскрасили, доделали. Параллельно с косметическим ремонтом основного здания идет строительство нового, где будут располагаться цеха и репетиционные помещения. Репертуар театра с каждым годом растет, а вместе с ним увеличивается количество декораций и костюмов. Так что то места для них уже категорически не хватает. Площадь этого корпуса — около 7 тысяч квадратных метров: 5 этажей над землей, которые еще возводятся, и два подземных, которые уже почти готовы. Сергей Мурашов, начальник участка подрядной организации «Воронежстройкомплекс»: — Единственная сложность заключается в том, что объект располагается в центре города: уровень доступности подвоза материалов и, соответственно, ограниченность строительной площадки. Большинство работ приходится производить с колес. Плюс еще пока шли земляные работы, здесь постоянно идут археологические наблюдения. Когда копали котлован, нашли фундамент и стены здания начала XVIII века. И пока работали археологи, нам приходилось приостанавливать свои работы, но ничего не поделаешь, история тоже важна. Подготовительный этап занял много времени, но подрячик уверяет: все работы делает на совесть и завершит в срок. Что касается проекта реконструкции основного здания, то он все еще проходит госэкспертизу и многочисленные согласования.