Воронеж КУЛЬТУРА

Во дворце Ольденбургских под Воронежем открылась выставка раритетов отечественной упаковки

Во дворце Ольденбургских под Воронежем открылась выставка раритетов отечественной упаковки

21:00 09 августа 8765 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
«Русская жесть». Это не словосочетание для описания некоторых реалий, а название новой выставки во дворцовом комплексе Ольденбургских в Рамони. Экспозиция представляет собой ретроспективу русской упаковки XIX — XX веков из частных собраний Санкт-Петербурга. Основная идея проекта — показать, как подход к оформлению жестяных коробочек и футляров из-под кондитерской, косметической продукции и бытовой химии отражал разные исторические эпохи. Подробности — в сюжете. Для открытия этой выставки как нельзя лучше подходят переливы фортепиано. В стенах старинного дворца принцессы Ольденбургской экспозиция, посвященная ретроспективе развития российской упаковки со звучным названием «Русская жесть». Однако ничего провокационного в этом нет, поскольку большинство экспонатов — это жестяные баночки разных видов и форм. Есть и бумажные. Все они прекрасно сохранились. В Воронеж выставка приехала из частных коллекций Петербурга. Марина Король, куратор выставки «Русская жесть. Ретроспектива русской упаковки XIX – ХХ веков» (Санкт-Петербург): — У нас есть такие через время прошедшие экспонаты 1840 года, а сегодня мы уже в XХI веке, так что это позапрошлый век, на минуточку! У нас в городе была революция, была блокада, были другие катаклизмы, а эти упаковки сохранились. Казалось бы, что такое упаковка? Ты открыл печенье, скомкал упаковку и выбросил, а оказалось, эта упаковка жива. Для первых посетителей выставки устроили настоящий сюрприз: в залах то тут, то там появлялись прекрасные дамы в старинных платьях, чтобы гости экспозиции смогли еще больше проникнуться духом эпохи конца XIX — начала ХХ веков. Светлана Кирякова, преподаватель студии танца «Каменный мост»: — Мы приехали для того, чтобы создать еще больше атмосферу того времени, чтобы люди, которые придут сегодня на выставку, получили еще большее удовольствие от нее. Выставка просто замечательная, некоторые коробочки хочется забрать себе в какую-нибудь коллекцию домашнюю. А ещё увидела, что некоторые коробочки такие же у меня дома есть, и мы ими пользуемся. Жестяные баночки предназначались для множества товаров. Это пудра, гуталин, канцелярия, емкости для специй, круп, какао, кофе и чая, а также зубного порошка, турецкого табака и даже для бульонных кубиков. Один из уникальных экспонатов — аптечная коробочка с императорским гербом. Она принадлежала семье Мюфке, которая когда-то жила в Воронеже. Но особое место в этом списке занимают, конечно, конфеты. И для Рамони эта тема особо актуальна. Людмила Царёва, заведующая отделом по научно-экспозиционной деятельности Дворцового комплекса Ольденбургских: — В силу того, что рамонские конфеты в Воронеже, как правило, не оставались, это была очень дорогая продукция, львиная доля которой уходила за рубеж. Рамонские конфеты шоколадные когда-то покупала Бельгия, рамонскую карамель когда-то покупала Персия, в силу этого упаковки рамонских конфет очень мало у нас в стране. Михаил Борец, коллекционер (Санкт-Петербург): — Сегодня именно упаковка не самых крупных фабрик — интересна и дизайнерам, и коллекционерам, поэтому для нас было интересно увидеть упаковку, которую фабрика в Рамони 120-130 лет предлагала. Зачем она вообще была нужна, эта упаковка? Для того, чтобы наклеивать акцизы и взимать налоги, указывать на это. И, конечно, для того, чтобы показывать статус производителя и отличаться от простого продукта. Оказывается, руку к созданию упаковки для рамонских конфет, которую можно увидеть в основной экспозиции дворца, прикладывали такие художники, как Бенуа, Коровин, Васнецов и другие. Однако эта история касается и множества других товаров. Людмила Царёва, заведующая отделом по научно-экспозиционной деятельности Дворцового комплекса Ольденбургских: — Одна из первых продающих упаковок была нарисована Лукасом Кронахом. Это аптечные товары Парацельса. Легендарный «Леруа де-Солей», одеколон: дизайн разработан Сальвадором Дали. Всем нам хорошо знаком одеколон «Север»: мишка на льдине. Оказывается, удивительно редкие флаконы стеклянные, мало кто знал, что дизайн этого флакона разработал отец «Черного квадрата» Малевич. На выставке можно увидеть экспонаты, приуроченные к 40-летию Абхазии, ярмарке 1939 года в Москве, Кремлевской елке, полету человека в космос — всё это можно назвать первым советским мерчем. Упаковка имеет несколько пластов ценности. Не только художественной, информационной и рекламной, но и с точки зрения человеческой памяти. Людмила Царёва, заведующая отделом по научно-экспозиционной деятельности Дворцового комплекса Ольденбургских: — Кто-то, держа в руках красивую коробку или не очень красивую, жестяную, ржавую, покорёженную, вдруг вспомнит бабушкины руки, такие родные и такие единственные во всем мире! Кто-то, глядя на стеклянную упаковку, вспомнит мамины руки, дрожащие от радости, в которых появился вожделенный флакон духов, который принес папа, получив премию. А кто-то вспомнит залитый солнцем школьный двор, ведь невозможно было играть в классики без плоской жестяной коробочки из-под монпасье. Так что, если у вас сохранились дома жестяные баночки, коробочки и старые фантики, знайте, что это настоящий раритет. Другими реликвиями во дворце Ольденбургской можно полюбоваться до 22 сентября. В завершение вернисажа студия «Каменный мост» познакомила посетителей с историческими танцами эпохи «модерн». Прямо на лужайке перед замком все желающие смогли научиться старинным бальным движениям. (0+)