Как приучить ребёнка к походам в музей
Отчего грустит «Незнакомка» на картине Крамского? Почему у статуи Венеры нет рук? Что и куда передвигали художники-передвижники? Хорошо, если дети задают в музее подобные вопросы. Плохо, если ребятам там скучно и неинтересно. О том, как подружить юное поколение с музеем и превратить его посещение в желанное и запоминающееся событие, рассказали сотрудники Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского.
Таинственная тишина просторных залов, любопытные экспонаты, удивительные истории с ними связанные – знакомство с произведениями искусства может превратиться в увлекательное приключение.
– Никаких препятствий для посещения экспозиции детьми у нас нет, – рассказывает директор Воронежского областного художественного музея им. Крамского Юлия Зайченко. – Главное – это желание дойти до музея и познакомиться с ним поближе. Единственное, о чём мы предупреждаем педагогов и родителей, – не трогать экспонаты руками, так как дети просто обожают это делать.
Перед первым походом, отмечает наша собеседница, неплохо рассказать ребёнку, что такое музей в целом, какие бывают музеи и что нового в них можно узнать.
– Дети очень любят квесты-бродилки, мастер-классы, – говорит Юлия Зайченко. – Ну и, конечно, занятия внутри экспозиции, где ребята целиком и полностью погружаются в музейную атмосферу.
С какого возраста стоит приобщать ребёнка к искусству и начинать посещать музей?
– Психологи утверждают, что свой первый осознанный поход в музей ребёнок способен осуществить в 3-4 года, – отмечает старший научный сотрудник ВОХМ им. И.Н. Крамского Юлия Грушевская. – В этом возрасте малыша наверняка заинтересуют отдельные экспонаты, особенности которых он сможет обсудить со своими родителями. Музей – место, где можно найти ответы на разные вопросы, но, прежде всего, их нужно задать. К примеру, когда появились первые картины и как они выглядели? Каких русских художников ты знаешь? Что такое натюрморт? Чем больше вопросов возникнет у ребёнка, тем больше он будет ждать похода в музей и понимать, для чего он туда идёт.
Нужна ли экскурсия для первого похода в музей? Здесь надо, прежде всего, ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
– Классическая обзорная экскурсия вряд ли подойдёт для дошкольника, – продолжает Юлия Грушевская. – В нашем музее целых три этажа – даже взрослый человек может устать. Однако тематические экскурсии по коллекциям музея, квесты и прочие детские программы помогут безболезненно познакомить ребёнка с новым местом.
Музейный педагог Валентина Чернышова советует не делать из первого посещения музея длительной прогулки.
– Самых маленьких можно привести в зал античности, где сосредоточены экспонаты, которые встречаются в мифах, сказках и, в том числе, в мультфильмах, – даёт рекомендации специалист. – Дошкольникам и учащимся начальной школы будет полезно знакомство с классическим русским искусством – работами Айвазовского, Крамского, Куинджи. Дети видели их в виде репродукций в учебниках и, конечно, им будет интересно узнать, что картины известных живописцев есть и в их родном городе.
Как говорить с детьми о работах, увиденных в музее? По мнению музейного педагога, содержание больших сюжетных полотен необязательно «переводить на детский язык».
– Можно на основе сюжета, связанного с конкретным историческим событием, предложить ребёнку сочинить какую-то свою историю, – предлагает Валентина Чернышова. – Ещё можно поговорить о том, какие чувства у него вызывает картина. Сегодня у ребёнка множество модных средств связи, и при этом почти нет возможности говорить о своих переживаниях. Не хватает пространства для размышлений о чём-то внутреннем. Поэтому дети с удовольствием делятся эмоциями, когда рассматривают картины. У многих, например, большой отклик вызывают советские индустриальные пейзажи. Они видят в них какую-то связь с современным искусством, с теми же комиксами. Удивляются, что несколько десятилетий назад уже существовала подобная техника изображения.
Также, по словам нашей собеседницы, детям любопытны портреты.
- Особенно подросткам, – подчёркивает Валентина Чернышова. – В этом возрасте человек впервые смотрит на себя не как на часть семьи, а как на отдельную единицу общества. Молодые люди и девушки отмечают для себя, какие образы показывает художник. Подмечают всё: выражения лиц, позы, элементы одежды, которые и сегодня в моде.
Мнение педагога: «Не стремитесь показать детям в музее всё и сразу»
Елена Паневина, учитель начальных классов СОШ №9:
– Подготовьте ребёнка к посещению музея. Расскажите о том, что он увидит, что ему можно будет делать в музее. Обязательно расскажите о том, чего делать нельзя. Современные дети перегружены информацией и очень быстро устают, поэтому не стремитесь показать им всё и сразу. На наших экскурсиях мы берём две-три картины, детально их рассматриваем, а затем обсуждаем. Дети умеют домысливать, что происходит на полотне. Это развивает фантазию, стимулирует развитие эмоционального интеллекта, расширяет кругозор и обогащает словарный запас.