Воронеж КУЛЬТУРА

В воронежском музее имени Крамского обновился зал «Искусство античности»

В воронежском музее имени Крамского обновился зал «Искусство античности»

Источник: tv-gubernia.ru
В воронежском музее имени Крамского после так называемой «реэскпозиции» открылся зал «Искусство античности». Обновилось не только оснащение, но и сама концепция. Преобразить зал помогли специалисты из столичного музея имени Пушкина и нацпроект «Культура». Многие уникальные экспонаты мирового значения посетители увидят впервые – они хранились в запасниках. Как сейчас выглядит самая древняя часть собрания – увидела и TV Губерния. Экспонаты, которым несколько тысяч лет, предстают в новом свете. В Воронежском музее имени Крамского – торжественное открытие обновлённого зала «Искусство античности». Теперь здесь более 130 артефактов вместо 80, что даёт возможность более полно показать эволюцию античного искусства. Прежняя экспозиция не менялась с 1960-х годов и устарела не только технически, но и концептуально. Мария Мазур, министр культуры Воронежской области: – Благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации на этот год нам выделено около 3 миллионов рублей только непосредственно на создание данной экспозиции. Именно благодаря этой коллекции, он выделяется среди всех региональных музеев. Благодаря национальному проекту «Культура» были приобретены новые витрины: теперь античную керамику можно рассмотреть на 360°. А новая световая система создала современную подсветку экспонатов, что особенно важно для скульптурных композиций. В зале по-новому расставлены акценты. Теперь этот торс девушки второй половины 5-го века до нашей эры занимает центральное место – как редкий образец греческой классической скульптуры. Работа над реэкспозицией велась целый год совместно со специалистами московского музея имени Пушкина. Ими был просмотрен весь античный фонд — а это более пяти сотен экспонатов. Ольга Тугушева, заместитель заведующего отделом искусства и археологии музея изобразительных искусств имени Пушкина: – Это была очень интересная работа, тем более что в целом ряде случаев в запаснике нам удалось соединить фрагменты одного и того же предмета. За неделю мы проделали эту работу, потом она продолжалась уже в Москве, когда нам удалось уточнить атрибуции, датировки каких-то предметов и подготовить наполнение новое экспозиции, размещение по витринам, сочетание и сам принцип показа. В частности, была придумана уникальная сборная витрина, по которой вполне реально проводить отдельную получасовую экскурсию для детей. Здесь можно проследить, как древние мастера использовали разные техники и материалы – глину, стекло, металл в изготовлении светильников, зеркал, бус, сосудов и других бытовых предметов. Юрий Малик, хранитель музейных предметов, сокуратор реэскпозиции зала «Искусство Античности»: – Особо стоит отметить куклу-марионетку или миста. Она не имела ножек, если можно так выразиться. Но благодаря атрибутивным практикам, благодаря тому, что экспонаты в фондах изучались, получилось добавить ей недостающие ноги. И теперь у нас полноценная кукла-марионетка, которая служила как игровым целям так и вативным: ритуальным или религиозным. Реэкспозиция – важный шаг для воронежского музея. Ведь античная коллекция – это самая старая часть собрания. Она появилась в столице Черноземья более 100 лет назад, когда в Воронеж был эвакуирован Императорский Дерптский университет. На его основе впоследствии вырос ВГУ, а на базе коллекции древностей и изящных искусств в 1933-м создали музей имени Крамского. Наталья Бакина, учёный секретарь художественного музея имени Крамского: – Она собиралась более 100 лет, с начала 19-го века по начало 20-го. Эти вещи могли быть переданы в дар университету или покупались, причём покупались на Парижских аукционах в Италии. Можете себе представить, насколько это ценно. Последние поступления – археологические раскопки близ Керчи. Нынешняя работа в рамках соглашения между двумя музеями рассчитана на три года, и реэкспозиция античного зала – только первый этап. Следующим станет создание каталога, что позволит не только реставрировать, изучить, описать и систематизировать экспонаты воронежской коллекции, но и ввести их в научный оборот. Александр Медведев, заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира ВГУ: – Я достаточно хорошо знаю археологические музеи России, так вот, к югу от Москвы ничего подобного – античности, Египта, – ни в одном музее мы не увидим. Здесь можно обучать в принципе античному искусству, всем этапам – начиная с архаики, с той самой геометрической керамики и до Рима. Так что воронежцам в этом смысле просто-напросто повезло. Кстати, для просмотра открылся и обновленный зал «Искусство Древнего Египта». Экспозиция осталась практически прежней, но смотрится совершенно по-иному, благодаря новому свету и витринам. Юлия Зайченко, директор Воронежского областного художественного музея им. Крамского: – Мы идем в ногу со временем, показываем наши экспонаты зрителям в более современной подаче, в более современном прочтении. В зале Египта мы смогли более интересно и более эффектно и в выгодном свете представить жемчужину нашей коллекции – пирамидион Имхотепа. Из-за того, что он достаточно массивный и тяжёлый, в наших витринах был представлен внизу. Сейчас мы его смогли поставить на постамент. Античные артефакты в постоянной экспозиции будут периодически меняться. Сейчас на реставрации в Центре Грабаря находятся четыре предмета из воронежской коллекции. Место на выставке за ними уже зарезервировано, и по возвращении они станут настоящими жемчужинами экспозиции, особенно фреска IV века до нашей эры из Капуи. Также министр культуры Воронежской области Мария Мазур анонсировала создание на базе музея имени Крамского реставрационного центра. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.