Воронеж КУЛЬТУРА

«Печально и вечно». Первой премьерой нового сезона Воронежского драмтеатра стал «Визит дамы»

«Печально и вечно». Первой премьерой нового сезона Воронежского драмтеатра стал «Визит дамы»

Источник: tv-gubernia.ru
В Воронежском академическом драмтеатре первая премьера 238-го сезона: спектакль «Визит дамы» по пьесе швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Какая чаша весов перевесит: человеческая жизнь или большой куш? Небольшой городок на грани экономического кризиса. Повсюду разруха и нищета. Новость о том, что в родные края едет мультимиллиардерша Клара Цаханассьян, воспринимается как манна небесная. Чиновники и жители уверены: вот оно, спасение от разорения! Богачка готова подарить городу миллиард. Но при одном условии. Нужно убить Альфреда Илла, с которым у неё когда-то был роман. Много лет назад он отказался от их общего ребёнка, из-за чего Клара попала в публичный дом. Александр Смольянинов, заслуженный артист России, актёр Воронежского академического театра драмы им. Кольцова: – Посредством этого она воздействует на него. Ей хотелось общественное мнение собрать о нем: какой он бы человек, каким он стал. Илл попадает в ситуацию загнанной мыши в клетке: невозможно никуда ни сунуться, ни пролезть. Он бежит сначала к полиции, к властям, священникам. И везде отказ. С тем, что ему надо подумать о своей жизни. А что думать, если приговор вынесен: миллиард за его жизнь! Такова завязка спектакля «Визит дамы» по пьесе швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. Манипуляция огромными деньгами приводит к одной большой дилемме и множеству вопросов. Можно ли оборвать нить жизни ради призрачного богатства? Принесёт ли оно счастье? Какова цена побега от ответственности, и на что способен человек, которого предали? Владимир Петров, художественный руководитель академического театра драмы им. Кольцова, заслуженный деятель искусств России: – Это цена предательства, это цена жизни человека, это высота нравственных устоев или их отсутствия полного. Вопросы о жажде обогащения; о том, все ли продается или не все продается; где предел человеческому озверению? Это вопрос денег и предательства, цены жизни, цены любви, цены семейных уз… Это все очень печально и вечно. В роли Дамы на премьере – народная артистка России Тамара Семёнова. А её коллеге Ольге Рыбниковой пришлось побывать по обе стороны баррикад. В этом составе она играет жену Илла, а в другом – саму Клару. Эти женщины абсолютно разные, но кое-что общее у них есть. Ольга Рыбникова, заслуженная артистка России, актриса Воронежского академического театра драмы им. Кольцова: – Они любят одного мужчину. И каждая за него борется, и каждая его любит. В этом плане было интересно сравнивать один женский персонаж и второй. И обе роли разные и интересные. Если роль Клары – такая яркая, дерзкая, вся на виду, то эта другая – у неё и текста меньше, но работали мы над ней чуть ли не больше, потому что очень интересная линия у Дюрренматта. Как предать родного человека: и любишь его, и денег хочется! Режиссер спектакля Игорь Лебедев решил показать мрачную драму через комедию. Поэтому всю эту историю он облачил в формат гротескного телешоу. Игорь Лебедев, режиссёр-постановщик: – Это заложено было в самой пьесе. Я увеличил это действие с последнего акта просто-навсего. Если вчитываться чисто психологически, как принято в русской школе, то это очень страшная пьеса про смерть, про гроб. А если найти ключ, который будет превращать это в театральную игру, о чем писал сам Дюрренматт (а он писал: не ставьте эту пьесу слишком серьезно), то получается, что эта история стала почти булгаковской. Эта женщина, приезжающая в город, стала почти Воландом! Евгений Чистяков, актёр Воронежского академического театра драмы им. Кольцова: – Почему я изначально нахожусь в таком гриме? Весь этот страх, весь этот ужас она привозит с собой. Мне кажется, эта пьеса – действительно беда разбитого сердца, это гвоздь, который вбит в сердце Клары Цаханассьян, который постоянно дергает и всю жизнь вызывал эмоции ужасные. Она приехала, наконец, достать его, освободиться. И все это, включая мой образ, она привозит с собой, как Воланд привозит свою свиту. На репетициях режиссер применял нестандартную методику. Александр Смольянинов, заслуженный артист России, актёр Воронежского академического театра драмы им. Кольцова: – Мы не разбирали за столом, мы ходили, этюды на ногах, через действие. И сократили действие пьесы (а то она бы шла три с половиной часа), оставив все важное и главное для каждого в этой пьесе, тем более для меня. Я очень рад, что соприкоснулся с этой пьесой, потому что очень давно, 30 лет назад, я играл в этой пьесе. Людмила Сандлер, зритель: – Тема добра и зла, любви и предательства, лицемерия и совести – она вечная и она решается разными способами, в том числе и современными театральными способами. Моя любимая Тамара Семенова в роли Старой Дамы очень органична, она свободна, она саркастична. Смольянинов – наш любимец, он на своем месте, тоже органично смотрится. Особое внимание мое привлекли молодые актеры: как они поют, как они танцуют. И, конечно, сарказм, ирония, зрителям будет интересно! Спектакль «Визит дамы» не дает однозначных ответов. У каждого героя есть своя правда и своя вина, свой праздник и своя трагедия. Здесь нет злодеев и нет святых. Пьеса словно под лупой рассматривает суть человеческой природы и животного начала в ней. Однако свет в этой истории все же присутствует: он – в осознании последствий любого выбора, который приходится делать каждому. А плакать или смеяться над тем, что происходит на сцене, зритель решает сам. (16+)