В Воронежском драмтеатре провели VIII творческую лабораторию СИТО, посвящённую Году семьи
Отделить зерна от плевел. В драмтеатре в восьмой раз просеяли пьесы драматургов наших дней при помощи СИТО. Это название творческой лаборатории, которое расшифровывается так: «Современные Исследования Театральных Объектов». Суть ее в том, чтобы проверить, насколько современные произведения интересны публике. Для этого приглашают молодых перспективных режиссёров, а на постановку дают всего несколько дней. Творческий процесс подсмотрела съемочная группа «ТV Губернии».
Театральные лаборатории артисты обычно называют шоковой терапией или стресс-тестом. Действительно, за несколько дней поставить эскиз спектакля – весьма экстремальная история. Всё идёт по сокращенной программе. Реквизит, костюмы, декорации берутся из того, что есть в театре, заучивание текста порой заменяет сон, а в образ артист буквально «впрыгивает» с разбегу. У приглашенного режиссера нет времени на изучение возможностей театра, так что это буквально сотворчество с артистами и цехами «здесь и сейчас».
Роман Слатвинский, актёр Воронежского Академического театра драмы им. Кольцова, заслуженный артист Воронежской области:
– Лаборатория дает понять режиссеру, коллегам, самому себе, насколько ты к профессии подготовлен, насколько гибок в профессии. Здесь работа партнерская. То есть звуковой цех предлагает какие-то моменты со своей стороны, световой – со своей, костюмеры приносят какие-то костюмы, детали. Это такой момент, как у классика: «остановись мгновение, ты прекрасно!»; все работают, все в движении, все в каком-то приподнятом настроении.
На сцене – в самом разгаре световая репетиция постановки «Тихий шорох уходящих шагов» (18+). Одна и та же сцена прогоняется несколько раз. Фантасмагоричная пьеса современного автора Дмитрия Богославского о вечном конфликте отцов и детей исследует границу между жизнью и смертью, сном и реальностью. Действие происходит как бы в голове человека, который пытается разобраться со своей жизнью в кабинете у психолога.
Для исполнителя главной роли актера Игоря Болдышева в театральных лабораториях самое важное – срезонирует с артистом предлагаемый материал или нет.
Игорь Болдышев, актёр Воронежского Академического театра драмы им. Кольцова:
– С моим отцом были натянутые, сложные отношения, и он ушел рано, когда я был в возрасте 20 лет. И мой главный герой задает вопрос: отец, ты любил меня или нет? От этого меня пробил холод: как мне играть на сцене то, что я чувствую в жизни? Самое сложное – не поддаваться панике и эмоциям, потому что то, что происходит на сцене, это театр. Как конфликты ликвидировать посредством театра? В общем, театр глубоко попадает в психологию и сознание человека.
У режиссера Дмитрия Хохлова это пятая по счету лаборатория, но первый опыт работы, например, со сценическим кругом.
Дмитрий Хохлов, режиссер (г. Санкт-Петербург):
– Мы репетируем в репетиционном зале и вдруг выходим на большую площадку. Одно дело, как всё выглядит в камерном пространстве, а другое дело – как в большом. И успеть перестроиться – вот это момент самый сложный, на мой взгляд. Мы за маленький промежуток времени находим большое высказывание, которое волнует всех: на мой взгляд, это первостепенно в лабораториях.
А на Малой сцене гасли и зажигались «Лампочки» (16+): так называется пьеса Анастасии Малейко, которая тоже обращается к теме воспоминаний и взаимоотношений с близкими людьми, поскольку театральная лаборатория в этот раз посвящена Году семьи. Главный герой возвращается в дом своего детства, чтобы отыскать смысл своей жизни и понять, почему она устроена так, а не иначе.
Елена Левина, режиссер (г. Санкт-Петербург):
– Он через воспоминания приходит к осознанию, что жизнь – не всегда включенная лампочка, есть взлеты и падения, и это нормально. Это жизнь, и если гореть все время, то можно перегореть, поэтому и нужно дать себе иногда вот этот перерыв. Надо дать себе отдохнуть, выдохнуть, и это тоже процесс, это тоже работа.
Евгений Чистяков, актёр Воронежского Академического театра драмы им. Кольцова:
– В принципе, как лампочки – все люди, все мы. Когда-то бывают ситуации, когда нас «гасят» другие люди: не надо, не делай, не стоит! И тогда, как один персонаж говорит, горение нужно не увеличивать до максимума и не снижать, а поддерживать. Вот если каждый будет поддерживать горение, тогда света будет очень много.
После каждого показа проходило обсуждение материала с публикой. Поскольку лаборатория СИТО расшифровывается как «Современные Исследования Театральных Объектов», то одна из первостепенных задач – «просеять» пьесы через зрительское восприятие, чтобы найти то самое зерно, которое пройдет проверку временем. Главная прелесть этих постановок в том, что увидеть их можно лишь один раз. Однако шанс попасть в репертуар у них все же есть. А вот какой эскиз дорастет до полноценного спектакля – решит руководство театра.