Воронеж КУЛЬТУРА

Кружевные шедевры привезли в музей им. Крамского в Воронеже

Кружевные шедевры привезли в музей им. Крамского в Воронеже

Источник: tv-gubernia.ru
В музее им. Крамского открылась выставка «Кружево Русского Севера. Из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника». Экспозиция знакомит с изделиями, историей и техникой кружевоплетения. Подобная выставка представлена в музее впервые за последние несколько десятков лет. В чем секрет вологодских кружевниц, и как воронежская земля связана с этим промыслом? На стенах музея Крамского — воздушные узоры нитей: словно застывшие в вальсе снежинки. Всё это — кружево русского севера из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Сейчас в 100-летней коллекции одного из самых древних и крупных монастырей Европы насчитывается около 600 таких изделий. В Воронеж привезли около полусотни: от деталей женского костюма до уникальных панно середины и конца ХХ столетия, а также начала XXI века. Наталья Красильникова, ведущий хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника: — Большие издения в настоящее время выполняют сразу несколько женщин: выплетают определенные участки, каждая свой; а затем сцепляются, сшиваются в одно произведение; сейчас мастерицы говорят, что небольшой воротничок они могут сплести за неделю, занимаясь этим часа четыре. Это зависит от мастерства мастериц и сложности рисунка. Вологодское кружево отличают ритмичность и плавность рисунка, разделение фона и узора, а также природный и растительный орнамент. Это очень кропотливая и искусная работа, начиная от создания рисунка, по которому выплетается узор. На выставке представлен не только конечный результат, но и наглядно показан процесс изготовления. Наталья Красильникова, ведущий хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника: — Пяльца деревянные, на которые кладется подушка, набитая соломой; зачастую на нее приклепляется рисунок, называется он сколок, и благодаря переплетению палочек-коклюшек, на котрые намотаны нити, создается узор, который прикалывается специальными булавочками, а сцепляются орнаменты между собой с помощью тонкого вязального крючочка. И благодаря различным переплетением и четырём элементам, которые знает кружевница, получаются великолепные узоры. Ажурные творения выполнены изо льна — долговечного материала, который выращивается на Вологодчине. За счет того, что это ручная работа, изделия ценны и поэтому дорогостоящи. Например, вот такое женское манто стоит около 300 тысяч рублей. Александра Костюк, посетитель: — Я бы хотела себе скатерть кружевную на стол, на праздники накрывать. Для меня новым было, что кружево сейчас массово производится; я думала, что это отошло на второй план, такие заказы делают индивидуально, под запрос клиента. А здесь на выставке просто такая красота, больше всего мне в душу запал вот этот зонт. Марина Иванова, посетитель: — Не думала о кружеве, как о массовом производстве. В принципе, оно мне всегда нравилось. Рада, что мы так попали. Настолько сложная и кропотливая работа! Очень много красивых вещей здесь представлено. В экспозицию вошли шедевры ведущих вологодских мастериц. Одна из них — уроженка Борисоглебска Воронежской области Галина Мамровская, заслуженный художник России. Одна из ее последних работ — «Спасительное пристанище для душ», выполненная по заказу музея-заповедника. Наталья Красильникова, ведущий хранитель фондов Кирилло-Белозерского музея-заповедника: — Работа очень интересная, потому что на ней изображен почитаемый на Руси святой Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Очень редки изображения людей, выполненные в кружеве. Эта работа интересна еще тем, что образ Кирилла повторяет образ на икноах, она соблюла каноны и очень точно изобразила святого. Кружевной промысел на Вологодчине начался в XIX веке и до сих пор, сохраняя традиции, передается из поколения в поколение. Словно сама красота русского севера навеки вплетена в эти тончайшие нити. Познакомиться с одним из самых изысканных видов художественного текстиля можно до 2 февраля. (0+)