Воронежский театр оперы и балета начал новый год премьерой «Дюймовочки» для юных зрителей
«Ну, вот, поели, можно и поспать. Ну, вот, поспали, можно и поесть». Это не описание обычного режима новогодних праздников, а очередная премьера в Воронежском оперном. Там поставили балет-сказку в одном действии для самых маленьких зрителей, пополнив тем самым детский репертуар. «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена, написанная 190 лет назад, до сих пор остаётся одной из самых любимых сказок во всем мире. Почему?
Однажды в цветке родилась девочка. Она была такая нежная, милая и крохотная, что все её прозвали Дюймовочкой. На сцене Воронежского оперного в самом разгаре репетиция балета по мотивам знаменитой сказки Ганса Христиана Андерсена. В роли Дюймовочки — Алина Фирсова, выпускница Воронежского хореографического училища. Рассказывает: работа над ведущей партией была интересная и волнительная.
Алина Фирсова, артистка балетной труппы Воронежского театра оперы и балета:
Для меня Дюймовочка — это прямо такая девочка-девочка, она ни в коем случае не жертва, она очень сильная. И из всех предлагаемых обстоятельств, которые с ней случаются, она всегда выбирается. И в конце она остается счастливой. Это детский балет, но партия сложная, дети должны считывать эмоции, которые происходят на сцене, и детям нужно показывать все намного ярче.
Как и большинство сказок Андерсена, эта история придумана автором, а не взята «из народа». У Дюймовочки был реальный прототип: близкий друг писателя Генриетта Вульф. Она была некрасива внешне, но добра душой. На своем пути Дюймовочка встречается с разными персонажами: лягушками, жуками, ласточками, мышами, кротами. Яркие, анималистичные наряды создала Елена Нецветаева-Долгалёва. Столичный художник по костюмам уже не в первый раз сотрудничает с Воронежским театром оперы и балета.
Елена Нецветаева-Долгалёва, художник по костюмам:
Ягодки, цветочки, какие-то бородавки — почему они должны быть противными? Они могут быть цветные, как монпансье. У современных детей цветовой кадр какой-то другой. Более сладкий, более яркий, более насыщенный. Нужно сделать так, чтобы спектакль детям понравился, понравились ритм, интонация, насыщенность, красочность, чтобы они захотели и другие спектакли смотреть.
Мышки здесь носят розовые локоны, кроты отбивают чечетку, а жук — вовсе не джентльмен, а настоящий рубаха-парень. Исполнитель этой партии, премьер Максим Данилов, делится: при подготовке к роли ориентировался на персонажа из советского мультфильма.
Максим Данилов, премьер балетной труппы Воронежского театра оперы и балета:
Со своим сыном специально пересматривал: что там делает жук и как. Обращал внимание: у него зубы такие, да и сам такой весь идеальный, он интеллигент, эстет... У нас по костюму, видите, более современная версия, но, тем не менее, образ пытаемся сохранить, как в оригинале.
Хореографом-постановщиком балета выступила Ирина Лазарева, заслуженная артистка России, экс-солистка Большого театра. А вот ассистентом выступила ее дочь — Татьяна Лазарева. Несмотря на то, что балет ориентирован на детскую аудиторию, здесь каждый персонаж обладает своим уникальным хореографическим почерком и колоритным характером.
Татьяна Лазарева, ассистент хореографа-постановщика:
Специально подобранные движения: у лягушек — прыжки, у жучка — своя хореография, у эльфиков, у снежинок обязательно есть какие-то нюансы в хореографии. Детский зритель очень чистый, он воспринимает все очень искренне, поэтому и хореография должна быть понятная.
Максим Данилов, премьер балетной труппы Воронежского театра оперы и балета:
Когда в зале есть дети, и их много, нам не важно, шуршат ли они, с кем-то разговаривают между собой. Наоборот, приятно, что когда им что-то интересно, зал замолкает, и шуршание прекращается. И если происходит что-то смешное на сцене, то они начинают хохотать. Значит, у тебя получается, значит, ты достучался до самого маленького зрителя.
Как и Гадкий Утёнок, Дюймовочка ищет себя и свое место под солнцем. Такие герои всегда были близки Андерсену. Пройдя испытания, благодаря доброму сердцу и взаимопомощи, героиня все же находит свою идентичность и свою стаю, в данном случае — эльфов. И, конечно, встречает прекрасного Принца и обретает крылья. Но это, скорее, смысловой пласт для взрослых. А для детей этот балет станет одной из первых ступеней в мир музыки, грации и красоты. (0+)