В Воронеже творчески отметили 90-летие исследователя и историка джаза Юрия Верменича
Главный поставщик джазового самиздата в СССР. В филармонии отметили 90-летие Юрия Верменича. Уроженец Воронежа, исследователь и историк джаза стал известен далеко за пределами страны благодаря переводу изданий по «музыке чернокожих» во времена, когда джаз был фактически под запретом, а профильной литературы практически не было.
Его биография может с легкостью лечь в основу захватывающего кинофильма. Энтузиаст, человек эпохи, первопроходец советского джазового просветительства Юрий Верменич. Не имея музыкального и филологического образования, Юрий Тихонович во времена, когда это особо не поощрялось, перевёл на русский язык 35 книг по истории, композиции и аранжировке джаза (15 — отредактировал) и написал более 200 статей по этой теме. Кропотливый труд, который требовал знания музыкального сленга.
Вадим Крылов, филофонист, друг Юрия Верменича:
— Он никогда не считал преданность своему делу самопожертвованием. Для него это было естественное движение души. Он трудился на своей работе, инженером-электронщиком, радиоинженером, а после работы, до часу-двух ночи, переводил с английского языка книги по джазу, причем в те годы, 1960-е, 1970-е, он понимал, что работает в стол. То есть им руководила эта идея, как у всякого пассионарного человека.
Знакомит со страницами его биографии заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников. За основу он взял мемуары Верменича «Каждый из нас, или Мои друзья — джазмены», а также еще несколько других его книг.
Юрий Смышников, заслуженный артист Воронежской области:
— Здорово, что в Воронеже был такой человек, которым город по праву может гордиться, которого знали далеко за границей, потому что это было имя, которое в «википедию джазовую» однозначно вошло.
Юрий Верменич (архив):
— В джазе всегда было важно не что, а как играть, поэтому эта взаимосвязь создает на сцене определенный контакт; джаз не исключает свободу личности, но — в контакте с групповым общением. Общение происходит не только на сцене, но и в зале, поэтому обратная связь бывает только в джазе, ни в какой другой музыке. Я рад, что эта музыка меня нашла.
Со сцены звучит золотой фонд классики джаза. «Big Band» Воронежской филармонии исполняет знаменитые стандарты, в том числе баллады Дюка Эллингтона. Верменичу однажды посчастливилось встретиться с этим знаменитым джазменом.
Денис Лоскутов, управляющий «Big Band» Воронежской филармонии:
— Когда мы готовили репертуар к концерту, в первую очередь учитывались предпочтения самого Юрия Тихоновича. Потому что многие из музыкантов, которые работают в оркестре, лично его знали. Более того, со многими его друзьями, кто жив, мы общаемся.
Александр Куралесин, солист «Big Band» Воронежской филармонии:
— Я считаю, что Юрий Верменич — это величина мирового значения, потому что его переводы оценил сам Вайлд Хемптон, и они хранились у него и даже были переданы в библиотеку джаза в Нью-Йорке!
В 1960-х Юрий Тихонович создал просветительское общество: группу по изучению джаза — сеть переводчиков джазовой литературы в разных городах. Плюс организовал воронежский джаз-клуб при ДК имени Карла Маркса, где любой желающий мог обучиться джазовой грамоте. Там крутили пластинки, в том числе на «ребрах», то есть на рентгеновских снимках, а также читали лекции — своеобразный музыкальный ликбез.
Геннадий Шакин, фотограф, друг Юрия Верменича:
— В это время было создано молодежное кафе «Россиянка». Это там, где памятник Пятницкому, «стекляшечка». А поручили это дело комсомолу, но комсомол не знал, что с этим делать. И с комсомолом мы по поводу джаза торговались: мы вам проведем вечер, посвященный юбилею комсомола, а вы, пожалуйста, не возникайте по поводу вечера джаз-клуба! Когда открылась «Россиянка», музыкантам было где играть джаз, и уже живая музыка пошла. Естественно, это был глоток свежего воздуха.
Юрий Верменич (архив):
— Я вспоминаю этот период молодежного кафе, нашего джаз-клуба, фестивалей, как какую-то уникальную флуктуацию в нашем городе. Как набралось столько энтузиастов, людей, искренне работавших! Они вкладывали очень много сил, времени, и они прекрасно общались, потому что лучше человеческого общения нет ничего.
В это же время он организовал три профильных фестиваля. А с 1974-го до 2001 года Юрий Верменич преподавал «Историю джаза» в Воронежском музучилище (ныне — колледже имени Ростроповича), в фойе которого планируют установить мемориальную доску в его честь.
Александр Кремер, историк джаза, автор интернет-ресурса «Джазовая библиотека имени Юрия Верменича»:
— Юрий Тихонович был настоящим шестидесятником. Он был очень открытым человеком, я бы сказал, что он был очень доверчивым в жизни, и иногда ему из-за этого было трудновато. Он хорошо знал зарубежный кинематограф, литературу, был открыт для общения. И когда он был в расцвете сил, двери его квартиры на Комиссаржевской были открыты, там каждый день бывало множество людей: спрашивали, интересовались, делились. Он вел огромную переписку, ему писали преподаватели и студенты от Камчатки до Калининграда.
Верменич был эрудитом, интеллигентом и оптимистом, всегда верил, что джаз будет общепризнан. До своего 90-летия Юрий Тихонович не дожил 8 лет. В последние годы он потерял зрение, однако, благодаря помощи друзей, выезжал на такие фестивали, как «Джазовая провинция». Но на слух он понимал, что цель его достигнута. (12+)