Воронеж КУЛЬТУРА

Воронежцы увидят речитативную оперу по знаменитой повести Бориса Васильева

Воронежцы увидят речитативную оперу по знаменитой повести Бориса Васильева

Источник: tv-gubernia.ru
«Весна, которой не было». Такое название изначально носила повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Под занавес сезона за постановку одноименного спектакля взялись в Воронежском театре оперы и балета. Автор — советский композитор Кирилл Молчанов, отец известного телеведущего Владимира Молчанова. Сейчас в театре полным ходом идет подготовка всех цехов к предстоящей премьере, приуроченной к 80-летию Великой Победы. Подробности — в сюжете «ТV Губернии». Пронзительные строчки из стихотворения Константина Симонова звучат в залах Воронежского оперного. Это знаменитый романс Женьки Комельковой из оперы «Зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева на музыку советского композитора Кирилла Молчанова. Исполняет Софья Овчинникова. Героиня, говорит, острохарактерная, яркая, решительная девушка. Нужно найти в себе эти черты. Софья Овчинникова, солистка оперной труппы Воронежского театра оперы и балета, лауреат международных и всероссийских конкурсов: — Наши предки сделали великое дело и подарили нам мир, и мы изнежены. И у нас совсем другой взгляд на жизнь, поэтому вникнуть, понять и прочувствовать то, что описано в книге, описано в опере, довольно-таки сложно. То есть я, со своей благополучной жизнью, сытой, нарядной, радостной, должна вдруг переключиться в напряжение и в необходимость отстаивать собственную жизнь. Сюжет повести Васильева знаком практически каждому, в том числе — благодаря известному фильму режиссера Станислава Ростоцкого. В 1942 году, отправляясь на задание в карельские леса вместе с командиром батальона, пять молодых зенитчиц погибают в неравном бою, защищая важный транспортный узел от нацистов. Тимур Абсалутинов, дирижёр Воронежского театра оперы и балета: — Женщинам приходилось брать в руки оружие и воевать. У каждой были свои счёты. У кого-то погиб сын, у кого-то погибли родители, у кого-то погиб муж. Опера, как и повесть, о том, что война сама по себе противоречит человеческой природе, а особенно природе женщины, которая нацелена на то, чтобы жизнь производить, чтобы жизнь создавать, а не ее уничтожать. И об этом очень подробно сказано — как в повести, так и в музыке. Александр Литягин, художественный руководитель — главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области: — Вся женская вокальная труппа будет занята в этом спектакле. Я считаю, что горожанам, как минимум, стоит посетить этот спектакль, чтобы отдать дань памяти, дань уважения к тому, что произошло. Но и для своего творческого развития это очень серьезная опера, очень серьезная музыка. Те, кто не слышал, когда придут на этот спектакль, услышат ряд отрывков из этого музыкального произведения, которые у них на слуху. В пошивочном цеху тоже кипит работа. Сейчас идет примерка платьев для сцены воспоминаний героев о счастливой мирной жизни. Выкройка уже сделана, осталось только сшить. Кстати, к созданию эскизов приложил руку режиссер-постановщик Денис Постоев, который уже не раз сотрудничал с Воронежским оперным. Вообще в театре к будущей премьере относятся с особым трепетом, ведь нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная. Например, у заведующей пошивочным цехом Натальи Гребенешниковой воевал отец. Наталья Гребенешникова, заведующая мастерской по изготовлению сценических костюмов Воронежского театра оперы и балета: — Есть специфика пошива спектакля по военной тематике. Например, на балет или какие-то спектакли. Там особенные костюмы, особенный крой. Там всё по-другому, всё делается ясно, ближе к жизни. Мы стараемся, чтобы эти платья были похожи на те, в каких раньше ходили. Подплечники будем вставлять, как раньше было, всякие брошечки. Будем стараться, чтобы к тому времени всё подходило. А в «святая святых» декорационного цеха художники колдуют над созданием масштабной сценографии — подготавливают задник для основных сцен. Пока еще непонятно, но это будущий лес — место действия главных событий оперы. Мазок за мазком художники создают имитацию травяного покрова. Основная палитра — природные камуфляжные тона. Как все это будет выглядеть в итоге, можно увидеть на макете художника-постановщика Людмилы Тереховой. Елена Кокарева, художник-декоратор Воронежского театра оперы и балета: — На эскизе мы можем заметить вот эти линии, которые вдоль расположены. Это и есть деревья в лесу. Деревья мы сделали довольно быстро, сейчас уже работаем над основой. Затруднительный только масштаб, но это издержки. Также еще есть декорация болота, но это будет не задник, а, скорее, экспонат, с которым будут взаимодействовать сами артисты. В постановке заложено много интересных музыкальных приемов, что дает возможность показать потенциал воронежской оперной труппы. Тимур Абсалутинов, дирижёр Воронежского театра оперы и балета: — Она вся построена на диалогах, это практически речитативная опера. Это XX век, и с точки зрения интонационной и ритмической, постановка ставит для солистов достаточно тяжелые задачи. Будем записывать вальсы в исполнении духового оркестра, которые будут звучать как бы из патефона. Там есть хоры, которые будут звучать в записи. Там есть хор на латинском тексте, дигнаре, который будет звучать одновременно с пением солиста и с игрой оркестра. И это достаточно сложно. Софья Овчинникова, солистка оперной труппы Воронежского театра оперы и балета, лауреат международных и всероссийских конкурсов: — Музыка написана очень непросто. Тут есть и какие-то современные техники, это полностью музыка XX века плюс цитаты из генделевских хоралов, плюс стилизация под народную песню. Все это собрано воедино, и так гармонично работает каждый кусок друг на друга! Премьерные показы оперы «Зори здесь тихие» о бессмертном подвиге отважных девушек и их командира будут приурочены к дате начала Великой Отечественной войны и пройдут 25 и 26 июня. (12+)