Воронеж ОБЩЕСТВО

Кто такие ледовары и как создаётся лёд на главном катке Воронежа

Кто такие ледовары и как создаётся лёд на главном катке Воронежа

14:58 05 февраля 8882 Пожаловаться на новость
Источник: tv-gubernia.ru
Газ, тормоз, зажигание – всё, как в обычном автомобиле. Кажется, управлять ледозаливочной машиной просто. Но это только на первый взгляд. Махина весит пять тонн, в дину она – четыре метра, в ширину и высоту – по два. А самое главное – место водителя-ледовара находится не спереди, а сзади. Как устроена работа специалистов, которые регулярно очищают лёд на главном городском катке во Дворце спорта «Юбилейный», выяснили корреспонденты «TV Губернии». Как устроены крытые катки Чтобы понять специфику работы ледовара, для начала нужно разобраться в том, как устроен лёд на крытом катке. К примеру, в «Юбилейном»» основанием катка служит бетонная плита, в которую встроены трубы. По ним постоянно движется охлаждающая жидкость. За охлаждение катка отвечают четыре компрессора, которые находятся на шестиметровом углублении. Чем холоднее на улице, тем меньше энергии требуется компрессорам. Так, зимой с поставленной задачей справляется одно устройство. Летом в жару для поддержания льда необходимы все четыре. К слову, работа компрессоров – самая большая статья расходов на содеражние катка. В первую очередь, из-за их постоянной и непрерывной работы, на которую уходит большое количество электроэнергии. Два дня содержания льда могут стоить порядка 100 тыс. рублей. Ещё один нюанс – каток заливают очищенной водой. Она проходит несколько этапов фильтрации, которые доводят её практически до состояния дистиллированной. Процесс же заливки льда выглядит следующим образом: трубы охлаждают бетонную плиту (доводят её до состояния 5-7°C ниже нуля), затем рабочие с помощью шлангов заполняют бетонное основание водой. Первые два сантиметра льда создают вручную. Затем ледовар садится на специальный комбайн (ресурфейсер) и доливает еще 3 сантиметра. Каток в «Юбилейном» заливают в августе. А весь процесс от охлаждения бетонной плиты до финальных проездов ледовара занимает неделю. За 7 дней работники дворца спорта создают каток с нуля. Как только лёд готов, на него выезжают хоккеисты клуба «Буран» и дети двух школ фигурного катания. Уже после 1,5 часов массового катания лёд стирается примерно на один сантиметр. Это много, учитывая, что толщина ледового покрытия – 5 см. Поэтому водитель ресурфейсера садится на баранку каждые полтора часа. А как он избавляется от сколов и трещин на льду, убирает накопившуюся крошку и делает новый, идеально ровный слой? Машина – вари! Чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, как устроен ледовый комбайн. Ресурфейсер во многом похож на обыкновенный автомобиль. Есть педали тормоза и газа, ручной тормоз, своеобразная коробка передач и дисплей управления. Но есть и свои особенности.   Во-первых, посадочное место водителя расположено сзади. Из-за этого габариты машины почувствовать сложнее, к тому же, сильно ограничен обзор. Во-вторых, снизу на уровне водительского сиденья находится большое лезвие, которое срезает верхний слой льда. Там же – кондиционер для сбора снежной крошки. Бак может вмещать до тонны снега. А теперь подробнее о работе ледовара. Сначала он устанавливает угол разреза для большого лезвия – оно удаляет верхний слой льда с порезами и трещинами. Затем заливает воду, с помощью которой создаётся новый слой – ровный, чистый, идеальный. Он застывает в течение 10 минут. Температура воды – 65 градусов. Соприкасаясь с холодным льдом, она начинает вступать с ним в реакцию, буквально варит его. В ходе этого процесса лёд становится равномерным на всей площадке. Ледовые комбайны появились в мире в середине ХХ века. До этого для уборки льда стандартного катка требовались усилия четырёх человек – они больше часа очищали поверхность. Сегодня же нужно только 10-15 минут и работа одного человека. «Не думай ни о чём, кроме льда» В ледовом дворце «Юбилейный» работает 4 ледовара по графику – сутки через трое. Валерий Карый – ледовар с 4-летним стажем. В прошлом профессионально играл в хоккей, даже выступал за «Буран». После окончания спортивной карьеры решил устроиться ледоваром. – Я просто люблю лёд. Так получилось, что большая часть моей жизни была связана с этим местом, и сейчас я не представляю свою жизнь без льда. Мне нравится быть причастным ко всему, что происходит на катке: соревнования, выступления или просто массовое катание. Если люди получают удовольствие от катка, в этом есть и моя заслуга, – уверен Валерий. По словам нашего собеседника, сложность его работы в том, что после каждой тренировки нужно уметь определять изношенность льда, понимать какой угол срезки взять, чтобы не убрать слишком много, но при этом не оставить сколов. Ледовар должен скрупулёзно проходить все участки катка, не оставив ни одного нетронутого места. – Обязательно нужен опыт и чёткое понимание того, что ты делаешь, – продолжает Валерий. – У меня есть правило: когда выезжаешь на лёд, не думай ни о чём, кроме катка. Все остальные мысли будут отвлекать и ты обязательно допустишь в работе брак, – говорит Валерий Карый. Если сломается ресурфейсер или ледовар не выйдет на работу, каток встанет. А потому, если вдуматься, именно люди этой профессии помогают спортсменам и всем желающим получать удовольствие от катания или готовиться к будущим играм и соревнованиям.