Воронеж ОБЩЕСТВО

Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – Борисоглебское железнодорожное училище

Спецпроект «TV Губернии». «Незнакомый город» – Борисоглебское железнодорожное училище

Источник: tv-gubernia.ru
Интернет-канал TV Губерния и Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области совместно с подведомственным учреждением АУК ВО «Государственная инспекция историко-культурного наследия» представляют проект «Незнакомый город». В очередном выпуске вместе с Викторией Вырыпаевой, главным историком автономного учреждения культуры Воронежской области «Государственная инспекция историко-культурного наследия» узнаем историю здания технического железнодорожного училища города Борисоглебска, оно располагается по адресу: улица Первомайская, 66. – С чего началась история училища? –  Борисоглебское техническое железнодорожное училище было открыто в ноябре 1878 года с разрешения Министерства путей сообщения. Устав училища был утвержден 24 ноября 1878 года. С начала своего открытия заведение помещалось в приобретенном для него доме вблизи пассажирской станции. По данным архивного плана 1902 года, можно сделать вывод о том, что Объект был размещен на месте «существующаго деревяннаго» здания училища. В начале 1890-х годов в западной части вытянутого вдоль железнодорожных путей квартала, был выстроен комплекс зданий технического железнодорожного училища, который включал в себя Объект – главный учебный корпус с домовой церковью Иоанна Богослова (освящена в 1898 г.), мастерские, склады, дома-казармы для учащихся, преподавателей и служащих. Училищная усадьба занимала площадь в 3105 квадратных сажень. В 1900 году были произведены работы по переустройству училищной церкви на сумму 5 200 рублей за счет старосты церкви Дерибезова – известного в Борисоглебске купца. С западной стороны в 1900 году устроили небольшой входной тамбур, что позволило посещать храм рабочим и служащим станции. – Чем еще известен купец Дерибезов? – Леонид Васильевич Дерибезов в 1909 году пожертвовал денежные средства для позолоченного иконостаса резной работы храма во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона на курорте «Тинаки» под Астраханью, где лечился в 1908 году. В Борисоглебске сохранился «Дом Дерибезова» - ул. Свободы, 209-213. – Как строился учебный процесс в техническом железнодорожном училище? – Первоначально училище было открыто в составе одного подготовительного класса с двумя параллельными отделениями. Учебные занятия начались в этом классе с 12 марта 1879 года. В следующем 1879-1880 учебном году также существовал только один подготовительный класс, начиная с 1880-1881 учебного года последовательно открывались: 1-й технический класс, 2-й технический класс, 3-й технический класс. Архивное фото начала ХХ века. Архивное фото начала ХХ века. Главный корпус училища, размещенный поперек квартала, состоит из нескольких функциональных блоков. Вдоль улицы поставлен двухэтажный объем парадной части здания, с центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Вдоль железной дороги стоит повышенный объем домовой церкви, имевший полукруглый алтарь, световой барабан с куполом над храмовой частью и ярус звона колокольни (все эти элементы храмовой архитектуры разобраны в середине ХХ века). Архивное фото 1990 года. Южный фасад. Бывшая церковь И. Богослова. В 1888 году перешло в непосредственное ведение Министерства путей сообщения. С 1896 года до 1917 года начальником училища был статский советник, инженер Иван Максимович Лапшин. – Что произошло с училищем после революции и Великой Отечественной войны? – В первые годы Советской власти железнодорожное училище было преобразовано в техникум Наркомата путей сообщения, в 1931 году – в железнодорожную школу ФЗУ, а в 1931 году – в железнодорожную школу ФЗУ, а в 1940 году – в железнодорожное училище № 2. Во время Великой Отечественной войны учебные мастерские училища работали круглосуточно, производя продукцию для нужд фронта. Училище было эвакуировано, после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и Воронежем, в железнодорожном училище была возобновлена работа по обучению специалистов. Оно стало работать на базе вагоноремонтного завода. С 1963 года училище стало называться ГПТУ № 9 и готовило токарей, слесарей-сантехников, кузнецов, электро-газосварщиков и других специалистов народного хозяйства. В училище в разные годы его работы учились С.Н. Покровский, Александр Карлович Лысенко, Александр Иванович Скачков, Герои Советского Союза - Николай Ильич Зайцев, Сергей Иванович Лукьянов, Владимир Алексеевич Середин, Александр Кондратьевич Чернышёв. – Чем известны эти люди? – Сергей Николаевич Покровский – заслуженный строитель РСФСР, почетный железнодорожник СССР и ЧССР. Александр Карлович Лысенко (1910-1976) – родился в Белоруссии, в семье железнодорожника. Вскоре его семья переехала на ст. Морозовскую (Ростовская область), в 1930 году закончил Борисоглебский техникум путей сообщения, был направлен в депо Лиски Ю-В ж.д. В октябре 1942 года был назначен начальников колонны паровозов № 19 особого резерва НКПС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.11.1943 года А.К. Лысенко присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Являлся депутатом ВС РСФСР 2-го созыва (1947-1951). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, 2 орденами «Знак Почета», медалями, в том числе «За трудовую доблесть». Александр Иванович Скачков (1903-1957) – выдающийся ученый в области транспортного материаловедения, доктор технических наук. Автор монографии «Качество железнодорожных рельсов» (1955). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Почетный железнодорожник». Николай Ильич Зайцев (1918-1995) – из крестьян, в Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградскую военную авиашколу пилотов (1940), Краснодарское военное авиационное училище (1942). К концу Великой Отечественной войны совершил 166 боевых вылетов. Звания Героя Советского Союза удостоен в 1946 году. С 1948 года – старший лейтенант запаса. Жил и работал в Ровно. Сергей Иванович Лукьянов (1910-2001) – из рабочих, в Красной Армии с 1931 года. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков (1933), Оренбургскую военную авиашколу летчиков и летчиков-наблюдателей (1935). Звания Героя Советского Союза удостоен в 1942 году. К сентябрю 1943 года совершил 356 боевых вылетов, лично сбил 14 (один – тараном), в группе – 15 самолетов противника. С 1946 года – подполковник запаса. Жил и работал в Борисоглебске, работал на вагонно-ремонтном заводе, позже – в Воронеже, работал в аэроклубе. Владимир Алексеевич Середин (1917-1945) –из рабочих, окончил Воронежский аэроклуб, Борисоглебскую военную авиашколу летчиков. В годы Великой Отечественной войны- штурма 866-го истребительного авиаполка (17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт). К июню 1944 года совершил 195 боевых вылетов, в 76 воздушных боях сбил 15 самолетов противника. Звания Героя Советского Союза удостоен в августе 1944 года. Погиб в авиакатострофе в апреле 1945 года. Александр Кондратьевич Чернышёв – с 1934 года служил в Красной армии. Во время Советско-финской войны был старшиной роты 2-го батальона 233-го стрелкового полка 97-й стрелковой дивизии 13-й армии Северо-Западного фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» старшине Александру Чернышёву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Также награждён орденом Ленина. На главном фасаде здания установлены мемориальные доски Героям Советского Союза Зайцеву Н.И. (2005 г.), Лукьянову С.И. (2005 г.), Середину В.А. (1966 г.), Чернышову А.К. (2005 г.).