Воронеж ОБЩЕСТВО

Воронежский психолог рассказала, как травля в школе влияет на детей

Воронежский психолог рассказала, как травля в школе влияет на детей

Источник: tv-gubernia.ru
За две недели в российских школах произошло два нападения детей на одноклассников и педагогов. В понедельник, 23 сентября, в Балаганской СОШ № 1 Иркутской области восьмиклассник напал на одноклассников в раздевалке, перед уроком физкультуры. Пострадали три человека. Неделю назад похожее нападение случилось в челябинской школе. Ученик смог пронести молоток, нож и муляж пистолета в образовательное учреждение и напал на одноклассников и педагогов. Пострадали четыре человека. После инцидента в воронежских школах усилили меры безопасности. «TV Губерния» спросила воронежского практикующего психолога Александру Лапину, что у общего у нападавших подростков, как предотвратить трагедии и обезопасить детей.   Что объединяет нападавших подростков Если проанализировать нападения школьников за последние пять лет, таких подростков можно объединить в несколько категорий, считает психолог. Первая категория – изначально психологически нездоровые ребята, что, к сожалению, не удалось распознать в школе или в семье. Такие дети обычно не смотрят в глаза собеседникам даже в спокойной ситуации и не вовлекаются в общественные процессы - они крайне замкнуты. – Ребёнок не просто погружен в себя и не хочет общаться, а не отвечает и тогда, когда это необходимо - например, когда его вызывают к доске. Или он не может сделать простые, социально вовлёченные действия: передать тетрадку, помыть доску, ответить на вопрос, - прокомментировала Александра Лапина. Есть ещё очень важный момент, который может проявляться у таких школьников: это тихая жестокость. Насилие над животными, насилие над тем, кто меньше и слабее него - нормальная ситуация для таких детей. Вторая группа подростков, которую можно выделить среди нападавших - более социальная и даже успешная. Но их может отличать полная эмоциональная невключённость в других людей. – Ребёнок может быть даже отличником, но при этом никак не реагировать, если кому-то стало нехорошо на уроке, причём не реагировать демонстративно. Также он может считать себя лучшим и постоянно говорить об этом. Это очень сложно заметить, к тому же, такие вещи могут быть не патологиями, а особенностями характера, – отмечает эксперт. Третья категория школьников не проявляет агрессии, она социализована, но крайне закрыта – им очень сложно себя проявить. И именно на них могут «отрываться» другие ребята. – Что объединяет вторую и третью группы – это дети из эмоционально неблагополучных семей. Если в семье не уделяют внимание ребёнку, относятся к нему холодно или жёстко, буллят, не воспринимают его потребности - в итоге может случиться эффект разорвавшейся бомбы. Но всё это можно предотвратить, - поделилась эксперт. Может ли травля в школе привести к нападениям? Как считает психолог, травля в школе, конечно, может привести ко всякого рода инцидентам. – Напряжение, эмоции, агрессия не проходят, а накапливаются. Если меня начнут травить, я захочу ответить - это нормальная реакция организма. В отчаянии человек может выразить накопившиеся годами эмоции именно таким образом – причинив вред другому. Когда при этом у школьника нет никакой поддержки, никакого «светлого пятна» - ни в семье, ни в школе - нападения могут случаться в разы чаще, чем могли бы, – подчёркивает Александра Лапина. Как предотвратить инциденты? Важно, что перед таким тяжёлым решением – напасть на кого-то – ребёнок всё-таки, скорее всего, попытается предупредить об этом взрослых, достучаться до них. – Школьник может проявлять интерес к оружию, спрашивать, например, «А где у нас ножи? А есть ли нож побольше?» (это, кстати, реальные случаи). И тогда родители должны насторожиться - как минимум, спросить, почему ребёнок интересуется подобными вещами, - прокомментировала психолог. Также могут присутствовать фразы а-ля «Ты меня из школы сегодня не жди, я не вернусь никогда» или «Я вас с папой всё равно люблю» - что-то очень нетипичное, похожее на прощание. Дети могут начать как-то прощаться, например, начать раздавать свои вещи. Как правило, нападения совершают совсем не глупые дети, говорит психолог. Если же родители и школа совершенно растеряны, нет психолога и понимания, что делать, по мнению Александры Лапиной, стоит распространять телефоны доверия - горячую линию психологической помощи. За пять последних лет качественный уровень их помощи заметно вырос. Такая служба сможет помочь ребёнку и направить его, например, к конкретному психиатру, что проще, чем искать самим. Профилактика подобных нападений - поддержка в семье или в школе. Вполне достаточно, если у ребёнка будет хотя бы один человек, который его понимает, любит и ценит. – На самом деле дети не могут сами разобраться в своих конфликтах. Это очень большое заблуждение среди взрослых - «ой, они маленькие, ой, сами разберутся». С 10-11 лет дети - это маленькие взрослые, у которых могут быть вполне драматические реакции, - отмечает эксперт. Если ребёнок жалуется, что его оскорбляют, унижают, может быть, бьют - обязательно надо идти в школу и разбираться, что происходит. В школе должен быть регламент, который прописан психологами, - что делать при буллинге. По-хорошему, администрация школы может разобраться с травлей за один день, педагогическими силами или с помощью психолога. Самое главное - не замалчивать проблему, разговаривать с теми и кто буллит, и кто забуллен. Родителям нужно обязательно спрашивать, как дела в школе, выделять на это хотя бы пять-десять минут в день. Учителям - не только доносить информацию о происходящем, но и проводить классные часы для сплочения коллектива, постараться уделять всем время, а не вообще не замечать затравленного ребёнка. Если у каждого забуленного ребёнка появится хоть один друг, такие ситуации точно прекратятся - агрессии просто будет не откуда взяться. Как действовать во время нападения: чему учить ребёнка Главное во время нападения с холодным оружием - прикрывать голову и жизненно важные органы, кричать, звать на помощь, по возможности - искать выход, разбивать стёкла. Также стоит привлечь как можно больше внимания - чтобы сбежались взрослые. – Если ситуация критическая, можно и нужно дать сдачи. Чаще всего страдают те дети, которые никак не дали отпор. Но отмечу, что давать сдачи - это всё-таки крайний вариант, - подчёркивает психолог. Если же происходит стрельба, лучше всего спрятаться, как говорит Александра Лапина. Тот, кто кричит, первым привлечёт внимание нападающего. Если же напавший выдвигает какие-либо требования, лучше их выполнить - действия тут не сильно отличаются от тех, которые надо делать во время теракта.