Резиденция королей и культурная столица Беларуси: что посмотреть в городе Гродно
Россию часто противопоставляют Европе. Это не совсем верно, ведь в Европе есть по-настоящему братское нам государство – Республика Беларусь. Несмотря на звучащий там русский язык и почти незаметную границу, Беларусь -- вполне европейская страна. Особенно это заметно в древнем городе Гродно.
Рубль рублю рознь
В независимой стране есть своя валюта – белорусские рубли. Белорусский рубль гораздо солиднее своего российского тёзки – обменный курс примерно 1:33. Для сравнения – одна поездка в московском метро стоит 70 рублей, а в минском – 90 копеек.
Белорусские деньги достаточно стильные, с изображением местных достопримечательностей. Помимо банкнот, в ходу и монеты, причём отношение к ним достаточно уважительное, сдачу принято отсчитывать до копейки. Если же российский турист не захочет менять свои рубли на местные, он вполне может без этого обойтись. Платёжная карта «Мир» позволяет расплачиваться в Беларуси совершенно свободно. Электронное устройство само пересчитает одни рубли в другие и спишет нужную сумму.
В соседней стране наряду с русским есть и второй государственный язык – белорусский. Сфера употребления его довольно ограничена. Например, на белорусском языке делают объявления в общественном транспорте, пишут названия улиц на указателях. Изо всех телеканалов на втором государственном вещает только один. Повседневное же общение между людьми и в Минске, и в Гродно ведётся на русском.
Отсутствие языкового барьера очень удобно, но в то же время хочется, чтобы белорусский язык звучал немного чаще. У этого языка своеобразное очарование. Попробуйте понять несколько белорусских слов: заяц, лось, вожык, мядзведзь, дзiк. Первые два полностью совпадают с русскими, третье и четвёртое позволяют угадать в них ёжика и медведя. А последнее слово означает «кабан».
У границы Польши и Литвы
Город Гродно для Беларуси значит примерно то же, что Петербург для России или Львов для Украины. Крупный региональный центр на западе страны. Место с богатой и славной историей. Культурная столица. Туристическая Мекка.
Гродно побывал в составе древнерусских княжеств, Великого Княжества Литовского, Польши, Российской империи, снова Польши, СССР, и, наконец, независимой Беларуси. Каждый период оставил свой след, и переплетение разных культур придаёт Гродно совершенно неповторимый облик.
Гродно был любимым городом и резиденцией короля Польши Стефана Батория. Выдающийся правитель и полководец, современник Ивана Грозного, умер в Гродно и был здесь погребён. Замок Батория на холме у реки Неман (по-белорусски – Нёман) сегодня напоминает о тех событиях.
На церемонии освящения величественного кафедрального собора Святого Франциска Ксаверия в 1705 году присутствовали два союзника-монарха -- польский король Август I и русский царь Пётр I. Храм сохранился, как и примыкающий к нему иезуитский монастырь. Правда, туристам делать в монастыре нечего, да и местным лучше туда не попадать – с XIX века в здании находится тюрьма.
Часы на башне собора старше самого храма. Более того, они считаются самыми старыми в Восточной Европе, но древний механизм до сих пор исправно отсчитывает время.
О времени напоминает и трубач на старинной пожарной каланче. Ежедневно за две минуты до полудня музыкант играет мелодию, после чего бьют куранты на башне собора.
Уроки истории
Гродненцы принимают своё прошлое во всей его полноте. Рядом с монументом в честь древнерусского князя Давыда Гродненского стоит памятник литовскому князю Витовту, на одном доме можно увидеть мемориальные доски в честь Феликса Дзержинского и Петра Столыпина. В 50-е годы роскошный дворец польских королей стал обкомом КПСС, а на его крышу нахлобучили железный шпиль со звездой. Это нелепое украшение цело, поскольку и оно уже стало частью истории.
Любопытно, что многие улицы в историческом центре Гродно носят невыразительные советские имена – Социалистическая, Кирова, Ленина и т.п. Казалось бы, какой смысл хранить это наследие, почему бы не вернуть старинной улице исконное название? Но вот на одном из домов видишь табличку с полдюжиной имён, которые носила улица начиная с XVIII века. Польские, русские, снова польское, опять русское – какое из них считать исконным? Действительно, разумнее оставить последнее, но при этом знать и все остальные.
В небо над старым городом возносятся кресты лютеранской кирхи, католических костёлов и православных церквей. Здание синагоги тоже имеется. Мирным сочетание разных культур было далеко не всегда. Показательна судьба костёла Девы Марии на Советской площади. Когда Гродно вошёл в состав России, здание перестроили в православный собор.
После обретения Польшей независимости новые власти вернули костёл католикам. Помирили две христианские конфессии коммунисты – в 1961 году величественный храм взорвали.
Сегодня на его месте выразительный лаконичный памятник. Два камня, похожих на обломки арки, склонились друг к другу. На более тёмном фрагменте изображён католический крест, на том, что светлее, -- православный.
Стоит сказать несколько слов о гродненских памятниках. Нет среди них ни одного образца монументального китча. Как и недопамятников – так называемых арт-объектов, которыми нередко украшают российские города. Авторские скульптуры малого формата выставлены только перед художественной мастерской, где они вполне уместны. Мастерская же находится в старинной водонапорной башне, которая теперь служит искусству.
Дорога для машины времени
Плох туристический город, в котором нет своей пешеходной улицы. В Гродно это улица Советская, которая выходит к Советской же площади.
Улица называлась прежде Виленской, Доминиканской, Мостовой, Гимназиальной, Соборной. Площадь – Рыночной, Ратушной, Парадной, Соборной и Стефана Батория. Уже в этих названиях, как в культурных слоях разных эпох, отражена история города и видны его памятники.
Советская улица интересна не только сама по себе -- она показывает, какой должна быть пешеходная улица. Протяжённость её сравнительно невелика – около 500 метров, и под небольшим уклоном спускается с площади к улице Элизы Ожешко. На всём протяжении, за редчайшими вкраплениями, Советская застроена историческими зданиями, в которых сегодня можно увидеть множество ресторанчиков и кафе на любой вкус и достаток, а также магазинов и сувенирных лавок. А под открытым небом стоят лотки уличных торговцев, играют и поют музыканты разных направлений.
Среди сувениров, которые предлагают здесь туристам, нет матрёшек и почти нет магнитов. В самом деле, какой смысл превращать холодильник в подобие кладбища с магнитными могильными плитами? Сувенир в идеале должен быть полезной вещью, такой, как льняная сумка с изящной вышивкой или подставка под мобильник с изображением местных красот. Для детей в Гродно можно купить не только игрушки. Раскраски с городскими достопримечательностями или картонный конструктор, из которого можно собрать гродненский замок, будут гораздо интереснее, чем бесполезная китайская матрёшка.
Воронежские адепты превращения проспекта Революции в пешеходную улицу уверены, что нечто подобное появится и у нас, лишь стоит перекрыть проезд и поставить гигантские металлические сапоги. Не появится. Проспект слишком широк и современен для уютной пешеходной улочки, его красота совсем другого рода. Пешеходная улица – это дорога для машины времени. По булыжной мостовой она проедет, а в шестирядном асфальте забуксует намертво.
К слову, гродненская улица вымощена изящными камнями, которые можно принять за новодельную плитку. В действительности же это брусчатка, уложенная поляками накануне Второй мировой войны.