Воронежские правоохранители рассказали, как борются с кибермошенниками
Каждое третье преступление в стране - это кибер-преступление. Причем сейчас на уловки мошенников ведутся не только пенсионеры, но и люди любого возраста - даже молодежь. Именно об этом представители Главка МВД и воронежского отделения Банка России говорили на пресс-конференции в Интерфаксе. По данным полиции, только в нашем регионе годовой ущерб от действий цифровых жуликов составляет больше двух миллиардов рублей - это если судить по заявлениям от доверчивых граждан в правоохранительные органы. Чисто для сравнения, похищенная сумма в десяток раз превышает бюджет некоторых муниципалитетов Воронежской области. Все потому, что сами злоумышленники, к сожалению, шагают в ногу с прогрессом. Вместе со стремительным развитием возможностей искусственного интеллекта появляются и новые способы запудрить мозги. Иногда пугающе правдоподобные, как например, те же дипфейки. Но несмотря на это, самой популярной уловкой айти-хулиганов по-прежнему остаются телефонные звонки. Как правило, в ходе общения они давят авторитетом организации, к которой на самом деле не имеют никакого отношения - будь то полиция, спецслужбы или банки. Зачастую предлагают оформить заявку на кредит и перевести деньги на якобы безопасный счет. Важная деталь здесь - внушение, что эту операцию нужно произвести срочно. Так жертва не успевает понять, что её водят за нос. Впрочем, причина по которой вам звонит мошенник, может быть абсолютно любой. А уж в преддверии новогодних праздников для них и вовсе начинается настоящее раздолье.
Валентин Курило, начальник отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России по Воронежской области:
– Первый момент - нужно соблюдать цифровую гигиену, так скажем. Вот у нас все любят по магазинчикам походить, где-то скидочку какую-то получить: полезную и выгодную. И всегда что? Нам предлагают оставить свои персональные данные. Под гигиеной я имею ввиду - постараться минимизировать оставление своих персональных данных, поскольку это дает контактную возможность для мошенников. Нужно быть предельно и максимально внимательным в таких аспектах. А что касается звонков, что сейчас самое актуальное лучше не начинать диалог, чем пытаться потом из него выйти.
Впрочем, борьбу с киберпреступностью ведет не только полиция, но и сами банки. К примеру, за третий квартал 2024-ого они отразили более 16 миллионов мошеннических атак, за счет чего спасли порядка 5 триллионов рублей. Что, кстати, втрое больше, чем годом ранее. Однако потери все равно большие. За тот же период времени мошенники смогли умыкнуть у доверчивых воронежцев более 9 миллиардов - это уже по данным Центробанка. А вот вернуть обратно удалось только 12 процентов от этой суммы. Конечно, такое динамичное развитие мошеннических схем волей неволей порождает определенные изменения в нашем законодательстве. Причем три такие реформы уже вступили в силу. Первым стоит упомянуть так называемый период охлаждения. Говоря простыми словами, это специальный срок, в течение которого потенциальная жертва может отказаться от навязанных кем-то намерений.
Сергей Чупахин, заведующий сектором защиты информации воронежского отделения Банка России:
– Когда банк обрабатывает транзакцию, в том случае, если она осуществляется на тот счет, которых находится в базе Банка России - это база, которая содержит информацию о мошеннических операциях - то банк обязан заблокировать счёт на 2 дня и известить об этом клиента. Это первое изменение. В том случае, если он этого не сделал и до истечения двух дней операцию совершил, то после заявления клиента в течение тридцати дней он должен полную сумму похищенную вернуть. Это второе изменение. А третье - это отключение удаленных каналов дропам. То есть тем людям, которые мошенникам помогают выводить деньги.