Воронеж ОБЩЕСТВО

Кондитерское недоразумение. Можно ли вернуть деньги за торт, если он некрасивый

Кондитерское недоразумение. Можно ли вернуть деньги за торт, если он некрасивый

Источник: tv-gubernia.ru
Торт от профессионального кондитера недешевое удовольствие. Цена за килограмм десерта сейчас начинается от 1500 рублей. Поэтому когда кондитерское изделие не оправдывает ожиданий, то возникают ожесточенные дебаты между покупателем и продавцом. Как можно разрешить этот спор с юридической точки зрения, мы спросили у Александры Тищенко, юриста, руководителя общества защиты прав потребителей. Если торт не соответствует описанию Недавно в соцсетях жительница Воронежской области пожаловалась, что торт, который ей сделали на заказ не соответствует тому фото, которое она отправляла в качестве образца. Кондитер же считала, что ее торт в целом похож на картинку, но была согласна сделать скидку. В итоге заказчица отказалась от изделия и хотела, чтобы кондитер вернула ей предоплату. Но последняя отказалась. Комментарий юриста Александра Тищенко Если изделие не соответствует условиям и техническому заданию, которое было прописано в договоре, то вы вправе его вернуть и получить обратно деньги в полном объеме, – говорит Александра. – Но надо понимать, что объективные претензии к качеству юридически обосновать гораздо легче. Например, причиной возврата может быть то, что торт весит меньше, чем было указано в договоре, или в составе нет орехов, хотя должны быть. В этом случае доказать свою правоту заказчику будет проще. Другое дело, когда вы хотите вернуть торт на том основании, что он не соответствует каким-то субъективным критериям. Что касается внешнего вида, то тут все сложнее, так как сложен сам продукт оценки. Как определить, что торт не соответствует образцу? В суде бы потребовалась независимая экспертиза. Скорее всего ее бы проводила комиссия из нескольких человек: профессиональных кондитеров или преподавателей профильных школ и вузов. По словам юриста проигравшая в суде сторона (заказчик или сам кондитер) должны быть готовы оплатить помимо судебных расходов и проведение экспертизы. Будет ли стоить ваш торт таких «свеч», точнее расходов, стоит определить заранее. Как вернуть торт в магазин или частному кондитеру Если покупать торт в магазине или у частного кондитера (у которого есть ИП), то регулировать отношения между заказчиком и продавцом будет Закон о защите прав потребителей. В зависимости от причины будут применяться разные статьи этого закона. Это либо Статья 18 – при возврате товара ненадлежащего качества. Но так как торт относится к продовольственным товарам, то правило о возврате товара ненадлежащего качества в течение 14 дней здесь не работает. Обычно магазины стараются урегулировать возникшие разногласия в досудебном порядке и предлагают скидку или полностью возвращают деньги за товар. Кондитеры-любители, которые работают на дому, тоже идут навстречу и делают скидку. Но так как у них нет большого производства, то им нужно как-то компенсировать свои расходы на продукты. Поэтому вопрос о возврате предоплаты в этом случае нужно обговаривать заранее. Возврат денег и предоплаты Продавец также вправе потребовать вернуть торт. По закону, вы не можете съесть торт и требовать за него возврат денег. Обговаривать возврат предоплаты нужно заранее и прописывать это либо в договоре, либо фиксировать в переписке. Если внешний вид торта или его качество не соответствуют техническому заданию, то можно обратиться в суд. Но будьте готовы оплатить не только судебные расходы (госпошлину), юридические услуги, но и экспертизу. Плюс вы должны понимать, что требовать возмещения убытков и морального вреда вы можете только с предпринимателя. Получить компенсацию с кондитера-любителя, для которого производство тортов не является основным видом заработка, будет сложнее. Если нет договора на заказ торта По словам Александры Тищенко, в суде переписка в соцсетях и месенджерах между заказчиком и кондитером будет рассматриваться как доказательство согласования существенных условий заказа. Судебная практика «В моей практике не было случая, когда бы в суд обратились по поводу некачественного торта, – говорит Александра Тищенко. – Хотя это не значит, что люди не готовы отстаивать свои права в суде. У меня были клиенты, сумма иска у которых была 600 рублей, но им важно было доказать свою правоту». – Кондитерам я бы советовала в типовом договоре или в закрепленном сообщении на сайте прописывать, что готовое изделие может отличаться от образца, который предоставляет заказчик, – советует руководитель общества защиты прав потребителей Александра Тищенко. – Так как торты на заказ – это ручная работа, то сделать копию будет сложно в любом случае. Но это не значит, что кондитеры могут отдавать клиентам заведомый брак, рассчитывая, что данная формулировка поможет избежать ответственности. Это не так. Заключение Заказчику нужно смотреть работы данного кондитера, уровень его профессиональной подготовки и читать отзывы. Подробно прописывать техническое задание и обговаривать условия возврата предоплаты или денег за не понравившийся торт заранее. Идти в суд, но быть готовыми отправить торт на экспертизу и ждать вердикта. Александра Тищенко: «На мой взгляд, конкретно этот торт не похож на то, что заказывали. Но если цена торта в пределах 3-4 тысяч и сам по себе он сделан качественно и вкусно, то я бы согласилась на предложение о скидке и не стала бы доводить дело до суда. Потому что сам предмет спора очень субъективный и сложный».