«Плачем, но не сдаёмся» — как воронежские волонтёры спасают птиц от мазута
Психолог, студенты, депутат: что объединяет людей таких разных профессий? Неравнодушие и желание помочь. Тысячи воронежцев уже месяц ежедневно трудятся на побережье Анапы. Вместе с добровольцами со всей страны они помогают ликвидировать последствия разлива нефтепродуктов в Керченском проливе. Напомним: ЧП произошло 15 декабря прошлого года, как следствие — тысячи пострадавших птиц и морских обитателей. Сейчас, по поручению президента России Владимира Путина, создали правительственную комиссию по ликвидации последствий. Однако первыми спасать природу ринулись обычные россияне. Как тысячи неравнодушных волонтеров помогают бороться с последствиями ЧП, и какую роль в этом играют воронежцы?
Вот такая атмосфера царит в волонтерских штабах Анапы: здесь, например, добровольцы спасают птиц, испачканных в мазуте. Работа тяжелая и кропотливая.
Тысячи добровольцев со всей страны, и среди них — Жанна Пошаталова, психолог из Воронежа. Волонтеры работают, несмотря на усталость и непростые условия, ведь мазут — токсичное вещество.
Жанна Пошаталова:
— Интоксикация, мне кажется, у каждого второго, многие жаловались на головную боль, но несмотря на это, приходилось дальше работать. И кажется, что сейчас последнюю птицу я домою и выйду отдохну, но забегает ветеринар и говорит: вот еще одна сложная птица, срочно надо помыть. Думаешь: как отказать? Сейчас еще одну, а потом можно идти...
Но совесть и чувство долга не позволяли бросить коллег, поэтому работали волонтеры почти без сна и отдыха. В свою очередь, жители Анапы помогали добровольцам, чем могли.
Жанна Пошаталова:
— Местные жители могли привезти пирожки в волонтерский штаб, один мужчина привез ящик мандаринов, что тоже было очень приятно. В общих чатах девочкам предлагали свой красивый маникюр, предлагали сделать гель-лак, наращивание. Предлагали сделать массаж, там была комната отдыха, и друг другу наминали спины, шеи. Ведь всё очень сильно затекает, потому что целый день стоишь, и движения твои такие: ты вбиваешь крахмал в птицу и потом ее омываешь.
Помогали Анапе сотни воронежцев, в том числе и студенты. Анастасия Литвиненко и Максим Литвинов учатся в ВГУ. Молодой человек, например, чистил пляжи от мазута.
Максим Литвинов:
— С 6 утра до 6 вечера, получается 12 часов. У нас были определенные перерывы для того, чтобы отдохнуть, но мыслей о том, чтобы все бросить и уехать, не возникало.
Несмотря на тяжелый физический труд, сложности были другие.
Анастасия Литвиненко:
— Тяжело проносить это через себя: когда птица приезжает, ты открываешь коробку, а там она уже мертвая, просто не доехала. Выходили и плакали, потому жалко же очень сильно! У нас планета одна, другой не будет, и эта беда — общая. Если мы объединимся, если кто-то что-то сделает (а иногда делегации приезжали на день-два, но даже в такие промежутки времени можно что-то сделать), то это уже значимо.
Значим абсолютно любой вклад, поэтому уже больше месяца добровольцы со всей страны ежедневно трудятся там. Свой вклад внесла и депутат Воронежской облдумы Ольга Ортина. Врачи, рассказывает, инструктировали их во всем.
Там девушка провела новогодние праздники, и не только она: рука об руку с ней трудились тысячи неравнодушных. Это место сплотило абсолютно разных людей, ведь цель у них одна — помочь.
Ольга Ортина, депутат Воронежской областной Думы:
— На 4-й или 5-й день я поняла, что птицы — как дети: они чувствуют твою доброту, твое отношение очень трепетное к ним, они начинают успокаиваться. Дают чиститься, спокойны на мойке, когда их крахмалят и отмывают. И потом, когда они уже у орнитологов и слышат твой голос — они вылезают из коробочек посмотреть. Это очень мило. Это, конечно, триггерит очень сильно, поскольку ты привязываешься.
Привязываются к своим пернатым пациентам многие волонтеры, причем иногда это взаимно. Так, лебедь, которого отмыли от мазута, в благодарность обнял свою спасительницу. И смотря на эти кадры, понимаешь: добро — среди нас.