Воронеж ТЕЛЕКОМ

О дивный цифровой

О дивный цифровой

Источник: mobil-vrn.ru

Автоматические алгоритмы подстраиваются под пользователя, формируя ленту новостей в соцсети, на сайте видеохостинга и даже подстраивая результаты в поисковой выдаче. Таким образом, формируется картина мира, которую мы «хотим видеть». Поэтому у одних – ужасы эпидемии и «вредительство», а другие – подвиг врачей и позитивные изменения. Постепенно виртуальная картина становится основой восприятия. Но есть не только положительная, но и отрицательная сторона цифрового восприятия.

Несмотря на то что мы живем в одном мире, его восприятие отличается для каждого. Кто-то видит красивый карниз, а кто-то – потрескавшийся асфальт. И это в одном и том же месте. Примерно то же происходит и в цифровом мире, только тут нам «на помощь» приходят механические алгоритмы, которые подберут, покажут и «отдадут» только тот контент, который нам более приятен. Или более полезен. Или, возможно, нам более подходит с точки зрения «искусственного интеллекта». Как правило, алгоритмы не ошибаются, и вот каждый пользователь уже имеет свой уютный, приятный, удобный цифровой мир.

Крупнейшие поисковые системы – «Яндекс» и Google – не менее трех лет практикуют «адаптивный поиск». Это когда на ваш поисковый запрос выдаются результаты, которые слегка модифицированы с учетом прошлых запросов и предпочтений. Анализируется довольно большой массив данных о конкретном пользователе, в результате создается «цифровой портрет пользователя». Причем эти данные собираются буквально «по капле»: заходили на сайт по недвижимости – получите «галочку», искали «катер» - получите «отметку». В результат стоит вам поискать «Анапа», как в поиске будут «недвижимость Анапы» и «Анапа на катере» – конечно, это немного упрощенное представление, но механизм – такой.

Немного другой алгоритм у социальных сетей. Facebook, Youtube, «Вконтакте» ориентируются на ваши подписки – в первую очередь в ленте показываются сюжеты тех, кого вы выбрали сами. Но стоит только не «полайкать» кого-то, как он исчезнет из видимой вам ленты. Постепенно количество видимых новостей может стать в десятки раз меньше, чем сумма новостей из ваших подписок (конечно, есть возможность посмотреть «все новости», но кому это надо?). А еще в ленте будут «рекомендации» – сюжеты выбранные алгоритмом на основе анализа «вашего поведения». И если ваша лента кажется слишком доброй и мягкой – «разлогиньтесь», чтобы увидеть наиболее популярные сюжеты, которые могу показаться запредельно ужасными.

На скрине ниже слева подборка сюжетов для моего аккаунта, справа – анонимно.

Но предпочтения пользователя важны не только для формирования вашей ленты новостей. Все более-менее крупные компании так и норовят что-то да записать про пользователя как можно больше. Чтобы потом встроить рекламу возможно интересных товаров подстроить под каждого пользователя выдачу результатов поиска. История действий доступна самому пользователю, например, в Google, не без ехидства замечу, что Apple такой возможности не предоставляет, хотя настройка аналогичная «сохранять историю местоположений» на iOs-устройствах есть. А сколько «невидимых» записей хранит «Яндекс»?
Время от времени ходят слухи про «услышанные разговоры» вашим смартфоном, когда в упомянутое несколько раз слово в разговоре может потом выходить в рекламных объявлениях. Но явных доказательств сбора таких данных нет, хотя сеть полна подобных историй.

Но наиболее «страшные страшилки» продвигают мысль, что некие люди или организации могут влиять на результаты, которые получает простой пользователь с целью сформировать определенную позицию или мнение. А также скрыть часть информации от пользователя. Например, в одном иностранном исследовании изучалась частота попадания email-рассылок от кандидатов в президенты США в «спам». Авторы исследования приводят интересные цифры, по которым распределение писем очень неравномерно (русскоязычный разбор). Ни в коем случае не сомневаясь в беспристрастности фильтрации роботом Google, все-таки есть крамольная мысль – а что если в нужный момент роботу «помочь» отфильтровать некую информацию из вашей почты, соцсети или ленты новостей?

Впрочем, ужастики не так ужасны, как кажется наиболее параноидальной части общества. Просто, раз вы соглашаетесь, чтобы ваш «цифровой мирок» был наиболее комфортен, то уж будьте готовы, что глобальные системы будут знать о вас очень много. И хорошо бы, чтоб не во вред.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.

Войдите или зарегистрируйтесь